Несмотря на некоторые трудности, технологии электронного здравоохранения ждёт блестящее будущее, полное возможностей

  • Дата: 09/12/20
  • Поделиться:

Использование цифровых технологий в медицине представляет новые инновационные перспективы для будущего отрасли в ЕС и в регионе Восточного партнёрства. Разрабатываются новые технические решения в сфере электронного здравоохранения, которые способны произвести революцию в классической медицине, сделав её ориентированной на пациента и основанной на данных. Множество возможностей и решений в ЕС и Восточных странах-партнёрах позволит перейти к цифровому подходу в здравоохранении. Однако существуют определённые трудности с внедрением новых решений.

Представители EU4Digital поговорили о будущем цифрового здравоохранения со специалистом в данной области, профессором Энрике Мартинсом. Он подробно рассказал о будущих возможностях и трудностях, которые необходимо преодолеть, чтобы использовать весь потенциал цифровых технологий в медицине. Профессор Мартинс по образованию врач-терапевт, имеет степень магистра и доктора по менеджменту и работает в сфере цифровой медицины уже более 20 лет.

Конечной целью развития технологий электронного здравоохранения является смещение акцента при оказании медицинских услуг с врача и больницы на пациента и его благополучие благодаря использованию цифровых технологий. Это подразумевает использование цифровых систем для переноса данных о пациенте в единую Электронную медицинскую карту, доступ к которой можно будет предоставить разным медицинским работникам, или использование электронных медицинских рецептов для того, чтобы пациентам стало легче получить прописанные лекарства. Электронное здравоохранение также означает использование таких современных технологий, как программы на основе искусственного интеллекта (ИИ) или больших данных, чтобы содействовать политике предупреждения распространения заболевания благодаря сообщению о потенциальных аномалиях и рисках на основе собранных данных.

Будущие решения

Что касается будущих решений в ЕС и ВП, использование Электронной медицинской карты и электронных медицинских рецептов находится во главе повестки дня. Эти технологии основываются на наличии совместимых цифровых систем, что позволит обмениваться медицинской информацией. Главная задача на будущее – обеспечить доступность этих решений в разных странах. Это значит, что гражданин Люксембурга, прибывший на отпуск в Хорватию, сможет получить прописанные ему в Люксембурге лекарства в аптеке в Хорватии. Трансграничные пилотные проекты электронных медицинских рецептов ePrescription уже осуществляются в ЕС, а в будущем они будут испытаны в регионе ВП или даже между ЕС и регионом ВП.

Professor Henrique Martins

Главной трудностью для трансграничного электронного здравоохранения является совместимость систем цифрового здравоохранения. Профессор Мартинс использует банковскую сферу в качестве примера. Банковские финансовые операции – это межгосударственная услуга, которая позволяет гражданам одной страны снять деньги в банкомате другой страны. Это возможно благодаря тому, что ваш банк и иностранный банк имеют похожие операционные системы, между которыми можно установить связь и осуществить обмен такой банковской информацией, как номер счёта и сумма. В сфере электронного здравоохранения также существует потребность в трансграничном обмене данными с той разницей, что медицинские данные не всегда просто цифры, а могут быть представлены в виде текста и изображения, что создаёт дополнительные сложности. Ключевым элементом для налаживания обмена информацией являются общие стандарты, обеспечивающие наличие похожих операционных систем и цифровых инструментов. Ещё одной трудностью для трансграничного электронного здравоохранения является совместимость медицинских компетенций, которая необходима в случае с электронными рецептами, когда одна страна должна признать медицинский рецепт, выписанный медицинским работником из другой страны.

«Беспрепятственная циркуляция медицинской информации и данных о состоянии здоровья между соответствующими организациями, регионами и даже странами – это следующий этап развития электронного здравоохранения. Для этого нужно разработать согласованный и совместимый набор услуг цифрового здравоохранения на государственном и региональном уровне», –подчёркиваетМартинас Даугирдас, руководитель направления электронного здравоохранения Программы EU4Digital.

Роботизация и использование искусственного интеллекта (ИИ) в будущем также смогут быть использованы для трансформации медицины. По словам профессора Мартинса, образ самоуправляемого человекоподобного робота, лечащего пациентов, – это скорее нечто из области научной фантастики, чем из реальной жизни, но идея использования роботизированных деталей в качестве вспомогательного элемента для медицинского персонала и оказания услуг пациентам быстро развивается. Например, роботизированная рука может использоваться врачами-ортопедами для обеспечения большей поддержки или увеличения прилагаемой силы, чтобы передвигать конечности и управлять ими во время лечения пациентов. В ЕС уже осуществляется разработка прототипов экзоскелетов – укреплённых с помощью цифровых технологий механических каркасов – для использования при реабилитации пациентов после инсульта. Экзоскелеты помогают пациентам восстановить способность ходить в более краткие сроки, чем при использовании только традиционной в этих случаях физиотерапии.

Такие новейшие технологические области, как ИИ и робототехника, смогут принести выгоду Восточным странам-партнёрам, так как они помогают открывать новые больницы и создавать медицинскую инфраструктуру. Их можно оснастить оборудованием, использующим современные интернет-технологии и беспроводную связь, чтобы создать более подходящие условия для новых цифровых технологий. В странах Европы, где больницы иногда располагаются в старинных зданиях, снабдить их необходимой беспроводной инфраструктурой может быть сложнее.

В будущем развитие технологий цифрового здравоохранения также сможет быть направлено на упрощение доступа пациента к медицинским услугам. На сегодняшний день в пунктах неотложной медицинской помощи больниц порядок приёма пациентов зависит от того, насколько срочно пациенту требуется помощь. Благодаря применению новых технологий этот процесс можно упростить. Используя цифровой интерфейс специального приложения, пациенты смогут сообщить о своих симптомах, которые будут проанализированы в цифровом формате с использованием стандартизированных протоколов отслеживания симптомов для определения степени срочности. Профессор Мартинс добавляет, что некоторые медицинские услуги могут быть оказаны пациенту на дому с помощью цифровых средств и современной телемедицины. Например, походы к врачу, чтобы задать несколько вопросов и получить рецепт на лекарства, можно заменить медицинскими киосками, где пациенты смогли бы пообщаться с врачом дистанционно и получить те же самые ответы и рецепты. Эти децентрализованные отделения будут продолжать опираться на надёжное центральное медицинское учреждение, которое будет выступать в качестве главного центра, формирующего доверие к цифровым технологиям, а также в качестве поставщика цифровых услуг.

Когда речь идёт о системе, основанной на данных, чрезвычайно важно обеспечить их защиту и безопасность. Медицинские данные являются конфиденциальными и личными, что делает их защиту ключевым столпом цифрового здравоохранения. Системы и протоколы, опираясь на законодательство о защите персональных данных, должны гарантировать конфиденциальность медицинских данных пациента таким образом, чтобы гражданин мог контролировать доступ к ним. Также необходимо внедрить системы обеспечения безопасности и доверия для защиты от несанкционированного доступа. Медицинские данные должны храниться в устойчивых к киберугрозам и надёжных системах, гарантирующих их безопасность. Системы повышения доверия – это важная часть обеспечения безопасности, элементом которой является использование электронного удостоверения личности пациентов и медицинских работников для получения доступа к данным.

Прочие важные аспекты

Помимо технических ограничений существуют другие трудности, связанные с людьми и с интегрированием новых решений в существующую организацию медицинского обслуживания. Чтобы технологии приносили пользу и вели к преобразованиям, они должны быть приняты и использоваться медицинскими работниками и конечными потребителями. Если инструмент разработан для пациентов, но они не ощущают его ценность, или если у них недостаточно навыков, чтобы пользоваться этой технологией, значит цифровой инструмент не приносит выгоду. Профессор Мартинс подчёркивает, что между людьми тоже должна быть совместимость, чтобы человеческие навыки и образ мышления относительно технологий цифрового здравоохранения совпадали и чтобы они могли работать со множеством инструментов в различных обстоятельствах. Это значит, что необходимо обеспечить доступ как пациентов, так и медицинских работников к обучению навыкам электронного здравоохранения, связанными с доступными технологиями. 

Ещё одно решение для стимулирования внедрения новых цифровых инструментов – это демонстрация преимуществ технологий электронного здравоохранения для пациентов и медицинских работников. Пандемия COVID-19 вынесла на передний план тему здравоохранения, в том числе и электронного. Сочетание цифровых и медицинских данных в приложениях для отслеживания контактов позволило ограничить распространение инфекции. Однако профессор Энрике Мартинс подчёркивает важность позиции пациента для развития электронного здравоохранения в более повседневных обстоятельствах: «Побуждение пациента запрашивать у своего врача электронные медицинские услуги – это очень действенный способ продемонстрировать явные причины для внедрения этих решений и преимущества, которые они им принесут». Диалог между медицинскими работниками и пациентами может помочь побудить их к использованию новых возможностей электронного здравоохранения.

Среди этих возможностей, решений и задач главный вопрос состоит в том, как лучше всего использовать технологии, чтобы оказывать более качественные, комплексные и персонализированные медицинские услуги гражданам. Расширение возможностей доступа граждан к медицинским услугам не столько связано с количеством разных технологий, сколько с совместимостью используемых систем.

Посредством Инициативы EU4Digital Европейский союз вместе с Восточными странами-партнёрами проводит работу, направленную на содействие разработке национальных систем электронного здравоохранения, согласованных между ВП и ЕС. Подробнее о целях и достигнутых результатах в сфере электронного здравоохранения можно прочитать на тематической странице об электронном здравоохранении.


Истории успеха

Посмотреть все

Bright future of possibilities for eHealth technology while some challenges remain

  • Date: 09/12/20
  • Share:

The use of digital technologies in healthcare presents new innovative prospects for the future of healthcare across the EU and Eastern Partnership regions. New eHealth technical solutions are being developed, which have the power to revolutionise traditional medicine through patient-centric and data driven healthcare. Many opportunities and solutions in the EU and the Eastern partner countries can transform healthcare towards a digital approach. However, certain challenges remain to the implementation of new solutions.

EU4Digital discussed the future of digital health with an expert in this field, Professor Henrique Martins, who provided insight into the opportunities ahead and challenges to overcome in order to reach the full potential of digital technologies in healthcare. He is a medical doctor trained in internal medicine, who holds a Masters and PhD in Management and has worked in the area of digital health for over 20 years. 

The end-goal of eHealth is the shift in the focus of healthcare provision from a doctor and hospital-centric approach to a patient and wellness-centric focus, through the use of digital technologies. This translates as using digital systems to simplify patient data into one single Electronic Health Record, which can be made available to different health practitioners, or to use ePrescriptions to give patients the mobility to access prescribed medicines more easily. eHealth also means using modern technologies such as artificial intelligence (AI) or big data software to support disease prevention policies by signalling potential abnormalities or risks in the data.

Future solutions

In terms of future solutions in the EU and the EaP, the use of Electronic Health Records and ePrescription are high on the agenda. These rely on the availability of interoperable digital systems to allow for the exchange of health information. A future priority is to enable these solutions to be available across borders. This would mean allowing a citizen from Luxembourg travelling to Croatia on holiday to be able to collect their medicine prescribed in Luxembourg at a pharmacy in Croatia. Cross-border ePrescription pilots are being conducted within the EU, which in the future could also be trialled within the EaP region or even between the EU and the EaP regions. 

Professor Henrique Martins

The challenge in cross-border eHealth lies in the interoperability of digital health systems. Professor Martins uses the banking sector as an example. Financial banking is a cross-border service where citizens of one country can take out money from an ATM in another country. This relies on your home bank and the foreign bank having similar operating systems, which can talk to each other and exchange banking information such as the account numbers and amount. In eHealth, cross-border data exchange is also needed, except health data is not always just numbers, but can also be text and images, which adds a layer of complexity. Common standards to ensure similar operating systems and digital tools are a key element to enable information sharing. The other challenge in cross-border eHealth is the interoperability of medical competence, which is required for ePrescription when one country must recognise the prescription of a health professional from another country.

“Seamless flows of health information and health data between relevant organisations, regions and even countries is the next threshold for eHealth. This relies on the development of harmonised and interoperable eHealth services at national and regional level,” highlights Martynas Daugirdas, eHealth Stream leader in the EU4Digital Facility.

Robotics and the use of artificial intelligence (AI) are another future opportunity that could transform healthcare. The image of fully autonomous humanoid robots treating patients is more science-fiction than reality, but the use of robotic parts to support health professionals and patients is already a growing area according to Professor Martins. For example, a robotic arm could be used by orthopaedic health professionals to help them treat patients by providing extra support or strength to move and manipulate limbs. The use of exoskeletons – a digitally-enhanced mechanical support frame – is already being prototyped within the EU to aid the rehabilitation of stroke patients, helping them to recover their ability to walk in less time than traditional physiotherapy practices alone. 

In these new advanced technological fields of AI and robotics, the Eastern partner countries may have an advantage as they develop new hospitals and health facilities. These can be fitted with advanced internet technology and wireless so as to make an environment more suited to novel digital tech. In European countries where the hospitals are sometimes housed in buildings centuries old, it can be more difficult to retrofit the wireless infrastructure that would be required. 

In the future, digital health technologies could also be focused on bringing healthcare services closer to the patient. In hospitals, emergency rooms currently rely on triage systems to prioritise patients most urgently in need of care. With the application of new technology, this could be supported with digital interfaces where patients would provide their symptoms through an application, which would then be assessed digitally using standardised symptom-tracking protocols to allocate different levels of priority. Professor Martins adds that some healthcare competences could be brought closer to the patient at home via digital means and advanced telemedicine. For example, instead of travelling to the see the doctor to ask a few questions and receive a prescription, medical kiosks could be established so that patients can interact with a doctor from a distance and receive the same answers and prescription. These decentralised units would still rely on a strong central healthcare provision, which would act as the main hub of digital trust and provider of the digital services. 

With any data-driven system, ensuring the privacy and security of the data is essential. Health data is confidential and personal, which makes data privacy a crucial pillar of digital health. Systems and protocols must ensure that data privacy is guaranteed for patients’ health data, in compliance with data privacy legislation, so that the citizen can control the access to the data. Security and trust systems must also be put in place to guard against unauthorised access. Health data must be stored in cyber-resilient and secure systems to ensure security. Trust systems are an important part of providing this security, with the use of electronic identification of patients and practitioners to grant access to the data. 

Other considerations

Apart from technical constraints, other challenges are related to people and how new solutions can be integrated into the current healthcare environment. For technology to be useful and transformative, it has to be accepted and used by the practitioners and end-users. If a tool is designed for the patients but they do not perceive the value, or if there is a skills gap hindering them from using the technology, then the digital tools are not providing value. Professor Martins underlines that ‘People-to-people interoperability’ is needed so that people’s skills and mindsets towards the digital health technologies are also interoperable and able to work with a number of tools in different settings. This means ensuring that both patients and health professionals have access to training in digital eHealth skills related to the technologies available. 

A further solution to encourage the uptake of new digital tools is to highlight the benefits that digital health technologies can bring to patients and health professionals. The COVID-19 pandemic has brought healthcare and eHealth to the foreground, through the combination of digital and health data in tracking apps to limit the spread of the infection. However, in a more traditional setting, Professor Henrique Martins highlights the importance of the patient’s voice in advancing eHealth: “Making the patient ask their own health professionals for digital health services is a very powerful way of showing the tangible reasons for the adoption of these solutions and the benefits they bring to them.” A dialogue between health professionals and patient can be a way to encourage and engage them in new eHealth capabilities. 

Among these opportunities, solutions and challenges, the main thread is how best to use technology to provide better, more sophisticated and personalised healthcare to citizens. It may not be about the number of different technologies, but interoperable and utilised systems that can enhance and empower citizens’ access to healthcare. 

The European Union, through the EU4Digital Initiative, is working with the Eastern partner countries to support the development of national frameworks for eHealth and harmonised systems among the EaP and the EU. To read more about the objectives and progress made in eHealth, visit the eHealth thematic page.