Строительство экосистемы стартапов: EU4Digital проводит виртуальный учебный визит в Литву и Испанию

  • Дата: 12/10/21
  • Поделиться:

5 октября команда EU4Digital по инновациям в сфере ИКТ организовала виртуальный учебный визит в Литву и Испанию, во время которого участники из Восточных стран-партнеров встретились со строителями экосистемы стартапов ЕС. На мероприятии обсудили важность согласованного подхода в развитии экосистемы.

Мероприятие привлекло около 70 участников из 40 различных организаций Восточных стран-партнеров. В обсуждении приняли участие представители министерств и учреждений, координирующих развитие инновационных экосистем, а также другие деятели, такие как организации, занимающиеся инновациями, предоставляющие финансирование и консультационные услуги, которые укрепляют потенциал экосистем стартапов в Восточных странах-партнерах.

Мероприятие началось с приветствия г-жи Руты Сальвите-Тамосюниене, заместителя руководителя группы программы EU4Digital, которая представила программу EU4Digital и цели сетевого мероприятия. Далее с программной речью о «Значимости, роли и возникновении строителей экосистемы стартапов в Восточных странах-партнерах» выступил старший специалист направления инноваций в сфере ИКТ программы EU4Digital г-н Хесус Лозано. Он сравнил эффективность региона ВП с точки зрения роста стартапов через продажи, прибыль и рынки, которые все еще находятся в стадии развития и требуют особых усилий для подпитки экосистем стартапов ВП. Спикер подчеркнул, что строители экосистемы стартапов играют значительную роль в создании, укреплении и продвижении экосистем и назвал главные принципы их работы. Подводя итог, г-н Лозано предложил расширить возможности государственных и частных организаций, координирующих экосистему, посредством «декларации доверия и наделения их со стороны правительства правом принятия решений, а также предоставления им возможности доступа к информации об экосистеме для ее анализа, что позволит принимать наилучшие стратегические решения для развития экосистемы стартапов». 

Затем начался учебный визит в Литву, модератором которого выступила г-жа Рута Сальвите-Тамосюниене, заместитель руководителя группы программы EU4Digital. Участникам сессии подробно рассказали о том, как создавалась и развивалась экосистема стартапов. Особое внимание уделили развитию рынка финансово-технологических стартапов. Открыл сессию г-н Ричардас Валанчаускас, директор департамента инноваций и промышленности Министерства экономики и инноваций Литовской Республики. Во время презентации на тему «Поддержка инноваций и стартапов в Литве» г-н Валанчаускас рассказал о главных инструментах развития экосистемы стартапов, среди которых учреждения, осуществляющие инновационную политику, специальные службы и механизмы финансирования.Г-н Валанчаускас отметил особую роль Литовского инновационного центра и Агентства по науке, инновациям и технологиям, которые поддерживают правительство и бизнес, консультируя по вопросам существующих налоговых льгот, основания технологических компаний, создания и развития кластеров и оказывая другие услуги. Также была представлена схема работы будущего Инновационного агентства, поскольку Литва выразила потребность в специализированной организации, которая будет заниматься инновационными решениями, разработанными в экосистеме. Кроме того, участники интересовались тем, как измеряется эффективность экосистемы с точки зрения качества и прогресса, а не количества стартапов. В этом случае используются такие ключевые показатели эффективности, как вклад стартапов в ВВП, экспорт, создание рабочих мест и т.п.

Затем участники узнали подробности о «Развитии и поддержке литовской экосистемы стартапов» из презентации г-жи Роберты Рудокене, главы Startup Lithuania. Г-жа Рудокене рассказала, что роль координатора, в которой выступает Startup Lithuania, заключается в том, чтобы наделять деятелей экосистемы возможностями и всячески поддерживать их, а также следить за работой экосистемы и оценивать её эффективность. Во время обсуждения участников познакомили с отдельными инструментами Startup Lithuania, такими как гранты для соавторов, преакселерационный курс и организация межотраслевых хакатонов.

Вслед за темой помощи экосистеме стартапов участники углубились в практические вопросы развития финансово-технологических стратапов и поддержки регуляторов в Литве с подачи г-жи Руты Меркевичюте, директора отдела финансовых услуг и надзора за рынками Банка Литвы. В своей презентации «Финансово-технологическая и инновационная политика в Литве: баланс между возможностями и профилактикой рисков» г-жа Меркевичюте сделала обзор набора инструментов для финансово-технологических старатапов, в числе которых регуляторная песочница для консультирования новых игроков на рынке по вопросам регулирования и для оценки жизнеспособности их бизнес-моделей, упрощение процедуры выдачи лицензий поставщикам финансово-технологических услуг, а также инновационные подходы к надзору за финансово-технологическими стартапами. Отвечая на вопросы участников, г-жа Меркевичюте рассказала об особенностях лицензирования и о подходе к нему в финансово-технологической сфере, которого придерживается Банк Литвы, а также об управлении рисками, связанными с финансово-технологическими решениями, которое осуществляют государственные органы.

Во время второй сессии, которую модерировал старший специалист направления инноваций в сфере ИКТ программы EU4Digital г-н Хесус Лозано, участники встретились со строителями экосистемы из Испании. Они поделились опытом развития разных областей экосистемы, таких как доступ к образованию, финансированию и ресурсам (средствам). Вначале выступил д-р Альваро Симон де Блас, президент Национальной ассоциации Европейских бизнес-инновационных центров (ANCES). Он рассказал о развитии инновационных учреждений для стартапов в Испании в презентации о  «Национальной ассоциации бизнес-инновационных центров Испании». Г-н Симон объяснил, как ANCES в сотрудничестве с Европейской сетью бизнес-ангелов (EBAN) и с государственными и частными организациями из Испании поспособствовала созданию и укреплению потенциала более чем 30 бизнес-инновационных центров. Г-н Симон также представил инструменты финансирования и открытых инноваций, внутренние учебные курсы и систему регистрации торговых марок технологических компаний. В конце ANCES подтвердила готовность к сотрудничеству с правительствами ВП по вопросам наращивания потенциала бизнес-инновационных центров.

После этого г-н Хорди Гарсиа, директор по производственным и стратегическим вопросам Национального инновационного предприятия (ENISA) поговорил об «Экосистемах предпринимательства и инноваций» и об их развитии благодаря финансированию. Г-н Гарсиа рассказал о роли ENISA, которое является одним из главных поставщиков заведомо прибыльных проектов в рамках разнообразных программ финансирования для предпринимателей и МСП, куда входят специальные механизмы для женщин-предпринимателей в цифровой сфере и цифровизация агропродовольственных МСП. Помимо этого, ENISA вносит вклад в разработку законодательства, касающегося стартапов, а также стратегии стартап-наций благодаря богатым практическим знаниям о финансовых нуждах МСП. В заключение представители ENISA призвали воспользоваться базой Института внешней торговли Испании ICEX или лабораторий инновационного развития NESTA в странах ВП, а также сообщили о возможности запуска программ совместного финансирования.

Последней темой визита в Испанию стал доступ стартапов к образованию и возможности проведения научных исследований. Д-р Хуан Мануэль Корчадо Родригес, директор исследовательской группы по биоинформатике, интеллектуальным компьютерным системам и образовательным технологиям (BISITE) Университета Саламанки, выступил с презентацией на тему «Создание исследовательской среды для инноваций и предпринимательства». Г-н Корчадо Родригес объяснил, как на основе BISITE и совместно с примерно 40 отраслевыми партнерами Центр цифровых технологий по вопросам интернета вещей развивается и вносит вклад в открытую инновационную экосистему в Саламанке и регионе. Кроме того, акселератор BISITE способствует передаче технологий и созданию частных дочерних компаний, что помогает Университету Саламанки обеспечить устойчивость своей деятельности.

Заключительная часть сессии была посвящена налаживанию связей и обсуждению между участниками передового опыта и приобретенных знаний, которые можно использовать для стимулирования развития экосистем стартапов в Восточных странах-партнерах. Подводя итог, следует отметить, что для развития экосистемы стартапов самым важным является согласованный подход к предоставлению деятелям экосистемы доступа к финансированию, ресурсам, рынку и знаниям. Необходимо сделать упор на все фазы жизненного цикла стартапа, чтобы нарастить потенциал и обеспечить положительный коэффициент конверсии стартапов.

Презентации


Новости

Посмотреть все

Building a start-up ecosystem: EU4Digital hosts virtual study visit to Lithuania and Spain

    • Date: 12/10/21
    • Share:

    On 5 October, EU4Digital ICT Innovation hosted a virtual study visit to Lithuania and Spain where participants from the Eastern partner countries met EU start-up ecosystem builders. The event discussed the importance of coordinating the organisation for ecosystem development. 

    The event attracted around 70 participants and 40 various organisations from the Eastern partner countries. The discussion was held together with ministerial level representatives and agencies coordinating the development of innovation ecosystems, as well as other players such as innovation, financial support and consultancy organisations empowering start-up ecosystems in the Eastern partner countries.

    The event was opened by a greeting from the EU4Digital Facility Deputy Team Leader Mrs. Rūta Šalvytė-Tamošiūnienė, who introduced the EU4Digital programme and the aims of the networking event. It was followed by the keynote speech about the ‘Importance, role and establishment of the start-up ecosystem builder in the Eastern partner countries’ by EU4Digital Facility ICT Innovation Stream Senior Expert Mr. Jesus Lozano. He compared the efficiency of the EaP region in terms of start-ups’ growth via sales, profits and markets that are still in the development stage and require special efforts to fuel EaP startup ecosystems. The speaker introduced the significant role of start-up ecosystem builders in creating, empowering and boosting ecosystems as well as the main principles of their work. In a summary note, Mr. Lozano suggested ways to empower such ecosystem coordinating organisations, which can come both from the public or private sector, through “declaration of trust and mandate for decision power from the government as well as the possibility to access and analyse information on the ecosystem that would lead to the best strategic decisions in the start-up ecosystem development”.  

    The study visit then started with virtual visit to Lithuania moderated by Mrs. Rūta Šalvytė-Tamošiūnienė EU4Digital Facility Deputy Team Leader. This session introduced participants to the holistic overview of creating and developing a start-up ecosystem with an emphasis on leading FinTech start-ups’ market development. The session was started by Mr. Ričardas Valančiauskas, Director of Innovation and Industry Department of the Ministry of Economy and Innovation of the Republic of Lithuania. During the presentation on ‘Support for innovation and start-ups in Lithuania’, Mr. Valančiauskas introduced the main instruments for startup ecosystem development, among which are agencies implementing innovation policies, special services and funding tools. Mr. Valančiauskas underlined the specific role of the Lithuanian Innovation Centre and the Agency for Science, Innovation and Technology, which supports both the government and businesses by advising on available tax incentives, establishment of technology companies, creation and development of clusters, among other services. Also, the model of operation of the future Innovation Agency was presented as Lithuania identified a need for a dedicated organisation for innovations developed in the ecosystem. Participants were also interested in ecosystem performance measurement which is focused on quality and evolution rather than on the quantity of start-ups, thus, the following KPIs have been used: start-ups‘ contribution to GDP, export, number of employees and similar. 

    Then, participants heard more about ‘Growing and facilitating the Lithuanian start-up ecosystem‘ that was presented by Ms. Roberta Rudokienė, Head of Startup Lithuania. Mrs. Rudokienė outlined the main principles of Startup Lithuania‘s coordinating role that is to enable and facilitate the ecosystem players as well as overlook and evaluate the performance of the ecosystem. During the discussion, participants were introduced to specific tools of Startup Lithuania such as the co-creator grant, pre-acceleration course and organising cross-sectoral hackathons.

    The start-up ecosystem facilitation topic was followed by a practical deep dive into FinTech start-ups’ development and regulator’s support in Lithuania that was introduced by Ms. Rūta Merkevičiūtė, Director of Financial Services and Markets Supervision Department at Bank of Lithuania. In her presentation ‘Fintech and Innovation Policy in Lithuania: balancing opportunities and risk mitigation’, Ms. Markevičiūtė made an overview into the toolkit for FinTech start-ups, including the regulatory sandbox for consulting of new market players on regulatory matters and assessing the feasibility of their business models, facilitating the issuance of licences to fintech service providers, as well as innovative approaches to FinTech startups supervision. Following questions from participants, Ms. Merkevičiūtė explained the fintechs’ definition and approach to licensing used by the Bank of Lithuania as well as risk management of fintech solutions by governmental agencies.

    For the second session, moderated by EU4Digital Facility ICT Innovation Stream Senior Expert Mr. Jesus Lozano, participants were invited to meet with the ecosystem builders from Spain who shared lessons learnt on developing different areas of the ecosystem such as access to education, finance and resources (facilities). The journey was started by Mr. Dr. Álvaro Simón de Blas, President of National Association of European Business and Innovation Centres (ANCES), presenting development of innovation facilities for start-ups in Spain ‘Spanish National BIC’s Association’. Mr. Simon explained how ANCES, in collaboration with the European Business Angel Network (EBN) as well as private and public sector organisations in Spain, managed to facilitate the establishment and build the capacity of more than 30 business innovation centres. Mr. Simón also introduced financing and open innovation instruments, internal training academy and trademark certification of technology-based companies. In the end, ANCES confirmed the readiness for cooperation with the EaP governments on capacity building of business innovation centres.

    After, Mr. Jordi García, Chief Operations and Strategy Officer at National Innovation Enterprise (ENISA), talked about ‘Entrepreneurship and Innovation Ecosystems’ and its development through financing. Mr. García introduced the role of ENISA being one of the main providers of bankable projects within the diverse financing programmes which target entrepreneurs and SMEs, including special instruments for digital women entrepreneurs and digitalisation of agri-food SMEs. Furthermore, ENISA is contributing to the Start-up related laws and Start-up Nations Strategy development by possessing rich practical insights on SMEs financial needs. Thus, ENISA invited to use the framework of ICEX or NESTA Innovative Growth Labs in the EaP countries as well as potentially launch co-investment programmes.

    The visit to Spain was concluded with the topic of start-up access to education and R&D opportunities. Mr. Dr. Juan Manuel Corchado Rodríguez, Director of Research Group on Bioinformatics, Intelligent Computer Systems and Educational Technology (BISITE) at the University of Salamanca, presented about ‘Building a Research Environment for Innovation and Entepreneurship’. Mr. Corchado Rodríguez explained how based on BISITE, in partnership with around 40 industrial partners, the IoT Digital Innovation Hub evolves and contributes to the open innovation ecosystem in the Salamanca region. Also, BISITE Accelerator is supporting the technology transfer and private spin-offs creation, which helps the University of Salamanca to ensure the sustainability of activities. 

    The last part of the session was dedicated to networking and discussion among the participants on which of the best practices and acquired knowledge could be used to foster the development of start-up ecosystems in the Eastern partner countries. For a summary note, the most important for start-up ecosystem development is to have a coordinated approach on providing access to finance, resources, market and knowledge for the ecosystem players. The focus should be on all phases of the start-up lifecycle in order to build the capacity and ensure positive conversion rates of start-ups. 

    Presentations