Доступ ВП к финансам для цифровых инноваций: каковы ключевые шаги для преодоления разрыва с ЕС?

  • Дата: 17/03/20
  • Поделиться:

Нормативные песочницы и бизнес-ангелы, краудфандинг и венчурный капитал — эти термины возможно красочные, но описываемая ими поддержка жизненно важна для экосистемы финансирования, необходимой для запуска и поддержки инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) среди малых предприятий в странах Восточного партнерства.

В последние месяцы команда Программы EU4Digital по инновациям в области ИКТ сосредоточила свои усилия на продвижении общей законодательной базы в регионе Восточного партнерства, которая способствовала бы инновациям в области ИКТ на основе норм и лучших практик ЕС. Цель состоит в том, чтобы выявить основные разрывы между ЕС и регионом ВП и выявить направления, в которых партнеры могут предпринять необходимые шаги для преодоления различий.

Работая над достижением этой цели, в рамках Программы EU4Digital будут разработаны рекомендации по национальной политике и планы действий по их реализации для каждой страны-партнера ВП в соответствии со следующими политическими областями, выбранными каждой страной:

• Управление правами интеллектуальной собственности на цифровые инновации (Армения)

• Новые организационные формы поддержки инноваций в сфере ИКТ (Азербайджан)

• Доступ цифровых инновационных МСП к финансам (Грузия, Украина)

• Инновационные экосистемы ИКТ для стартапов и скейлапов (Молдова)

• Оцифровка промышленности (цифровая трансформация МСП в традиционных секторах) (Беларусь)

В качестве основы для анализа разрыва между ЕС и Восточным партнерством в отдельных областях политики, Программа  EU4Digital определила лучшие практики ЕС по регулированию в соответствующих областях политики.

В этой статье представлен обзор лучших практик ЕС в области политики доступа цифровых инновационных МСП к финансам, выбранной Грузией и Украиной.

ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА ЕС ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПА ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ МСП К ФИНАНСАМ

В Европейском Союзе правовые рамки для доступа к финансированию для стартапов и скейлапов состоят из двух основных блоков: Стратегии единого цифрового рынка и Союза рынков капитала. Кроме того, не законодательные меры, обеспечивающие эффективное соблюдение законов о конкуренции и едином рынке, рассматриваются как эффективные инструменты политики и используются чаще, чем нормативные предписания.

МСП могут получить доступ к финансам на всех этапах своего жизненного цикла (создание, расширение, передача бизнеса). Соответствующие аспекты финансовой экосистемы и политики включают: нормативные песочницы для альтернативного финансирования, краудфандинг, бизнес-ангелы, венчурный капитал, ускоренную поддержку инноваций с высокой степенью риска и финансирование цифровой трансформации традиционных предприятий.

Использование этих лучших практик для развития финансовых экосистем Восточных стран-соседей ЕС и использование преимуществ существующих инструментов поддержки ЕС, инструментов и программ финансирования откроют инновационный потенциал среди МСП в регионе, помогая предприятиям адаптировать свои продукты и услуги к потребностям рынка.

Нормативные песочницы для альтернативного финансирования — это контролируемая среда, в которой могут происходить инновации в финансовых технологиях, обеспечивая при этом меры безопасности для управления рисками. Они позволяют банкам и игрокам финансово-технологического сектора экспериментировать с инновационными финансовыми продуктами или услугами, устраняя ненужные регуляторные барьеры и сокращая время вывода новых идей на рынок. В ЕС существует ряд случаев, когда были созданы регулятивные песочницы в финансово-технологическом секторе.

В апреле 2019 года Европейская Комиссия и Европейские надзорные органы (ESA) совместно запустили Европейский форум для посредников по инновациям (EFIF), чтобы способствовать большей координации и сотрудничеству между посредниками по инновациям (нормативные песочницы и центры инноваций) для поддержки расширения финансово-технологического сектора. Крауд и пиринговое финансирование («краудфандинг») признаны важным источником небанковского финансирования в поддержку инновационных компаний и стартапов. В 2018 году ЕС учредил европейскую марку для краудфандинговых платформ, основанных на инвестициях и кредитовании, которая облегчает расширение услуг краудфандинга и позволяет осуществлять трансграничную деятельность.

Бизнес-ангелы все чаще инвестируют вместе с фондами венчурного капитала. Это люди с высоким уровнем собственного капитала, которые обычно предоставляют меньшие суммы финансирования на более ранней стадии, чем многие венчурные фонды могут инвестировать. Созданы сети бизнес-ангелов и разработаны различные инструменты поддержки — от обучения до налоговых льгот и совместного инвестирования.

Наиболее известные сети и сообщества бизнес-ангелов включают: Всемирную ассоциацию бизнес-ангелов; Всемирный инвестиционный форум бизнес-ангелов (WBAF); Бизнес-ангелы Европы; Европейская торговая ассоциация бизнес-ангелов, семенных фондов и игроков на ранних стадиях рынка (EBAN); Бизнес-ангелы InnovFin.

Фонды бизнес-ангелов: Европейский фонд ангелов (EAF).

Венчурные инвестиции регулируются и стимулируются рядом правовых актов об инвестиционных фондах и коллективных инвестициях. Основными европейскими рамками является Директива о предприятиях по коллективным инвестициям в переводные ценные бумаги (UCITS). Регламент Европейских венчурных инвестиционных фондов (EuVECA) охватывает подкатегорию альтернативных инвестиционных схем, ориентированных на стартапы и компании, находящиеся на ранней стадии. Фонды альтернативных инвестиций регулируются Директивой об управляющих фондами альтернативных инвестиций (AIFM) и рядом других, в том числе Директивой и

Регламентом для содействия трансграничному распределению средств.

Широкий набор инструментов политики для стимулирования местных и иностранных венчурных инвестиций и увеличения инвестиционного потенциала включает специальный режим налогообложения на национальном уровне.

Венчурным капиталистам также предоставляются возможности для совместного инвестирования с проверенными европейскими фондами с целью усиления венчурных инвестиций.

Таким образом, Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ), входящий в группу ЕИБ, профинансировал более 1 миллиона МСП, используя либо собственные ресурсы, либо предоставленные Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), Европейской Комиссией, государствами-членами ЕС или третьими сторонами. В Украине 713 МСП с 46 467 рабочими местами уже получили финансирование ЕИФ на общую сумму 213 млн. евро, а в Молдове 254 МСП, предоставляющих более 11 000 рабочих мест, получили финансирование на сумму 102 млн. евро (www.eif4smes.com). Армения и Грузия также имеют право на поддержку в рамках ряда инструментов ЕИФ.

Венчурный капитал InnovFin направляет инвестиции в венчурные фонды, которые предоставляют финансирование предприятиям на ранних стадиях, работающих в секторах программы «Горизонт-2020» (возможность также существует для ассоциированных стран программы «Горизонт-2020», включая Армению, Грузию, Молдову и Украину). В апреле 2018 года ЕС и ЕИФ запустили Общеевропейскую программу фондов венчурного капитала (VentureEU). Ожидается, что около 1500 стартапов и скейлапов получат доступ к финансированию по всему ЕС.

Ускоренная поддержка инноваций с высокой степенью рискаУскоренный путь к инновациям (FTI) — это программа поддержки инноваций по принципу «снизу вверх», продвигающая инновационную деятельность, близкую к рыночной, в любой области технологий или приложений. Это может помочь партнерам совместно создавать и тестировать инновационные идеи и дать им последний толчок перед выходом на рынок. Армения, Грузия, Молдова и Украина имеют право подать заявку на участие в программе.

Финансирование цифрового преобразования традиционных МСП на уровне ЕС обеспечивается Фондом гарантирования займов COSME ЕС (LGF) независимо от текущего уровня цифровизации предприятия. МСП из стран, ассоциированных с COSME, включая Армению, Молдову и Украину, также имеют право участвовать.

Возможности обучения и инструменты принятия решений продвигаются по всему ЕС и на международном уровне для содействия повышению осведомленности, обмену передовым опытом и расширению специальных знаний, необходимых для инвестиций с высокой степенью риска.

Платформа ранней стадии инвестирования Early stage investing Launchpad (ESIL) и Бизнес-школа WBAF WBAF Business School это известные институты для инвесторов, которые хотят выступать в роли бизнес-ангелов, венчурных капиталистов и менеджеров венчурных фондов. STARTUP ECOSYSTEM EU предоставляет тренинги для стартапов и компаний, желающих привлечь венчурное финансирование, и помогает им подготовить свой бизнес к диалогу и отношениям с этими типами инвесторов.Информационная и консультативная поддержка доступна для МСП, стремящихся финансировать цифровые инновации через порталы единого окна по всему Европейскому Союзу. Среди них — портал Access2finance, который распространяется на Украину и Молдову, и мастер EIC (который также доступен новаторам из стран, связанных с программой ЕС «Горизонт-2020»). Информационные системы, такие как EuroQuity и ALTFInator, выступают в качестве платформ для поиска партнеров, связывающих МСП,

ищущих финансирование, с инвесторами и кредиторами.

Для стран Восточного партнерства доступны следующие инструменты: Amadeus; Crunchbase; Kompass; Европейский бизнес регистр — ЕБР; Регистр неплатежеспособности ЕС, наряду с национальными базами данных.

СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ — РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ

Полный отчет, разработанный группой EU4Digital по ИКТ инновациям, о передовой практике ЕС в области доступа к финансированию для цифровых инновационных МСП был использован для разработки структуры анализа пробелов в Грузии и Украине; на основе анализа пробелов в настоящее время разрабатывается ряд политических рекомендаций для двух стран, которые будут приведены в соответствие с национальными партнерами.

Эти рекомендации станут основой для разработки индивидуальных планов действий по реализации национальной политики для Грузии и Украины. В планах действий будут определены конкретные заинтересованные стороны в странах-партнерах, инструменты, платформы и практики ЕС, к которым могут получить доступ и которые могут быть приняты заинтересованными сторонами ВП, и, возможно, конкретными партнерами в странах ЕС. Дальнейшие действия программы (обучение, учебные визиты, сетевые мероприятия, рекламные мероприятия и т. д.) затем помогут заинтересованным сторонам в их будущей деятельности по преодолению пробелов.

Принятие передового опыта ЕС, таким образом, поможет ускорить развитие зрелой инновационной и стартовой экосистемы ИКТ с хорошо функционирующими организациями поддержки в странах Восточного партнерства. Это также позволит исследователям и инновационным предприятиям легче получить доступ к инструментам финансирования ЕС.

В конечном итоге, общая законодательная база позволит Восточным странам-соседям ЕС воспользоваться преимуществами единого цифрового рынка ЕС, а также обмениваться и развивать новые инновационные идеи с коллегами из стран-членов ЕС.


Истории успеха

Посмотреть все

Access to finance for digital innovation: what are the key steps to bridge the gap with the EU?

  • Date: 17/03/20
  • Share:

Regulatory sandboxes and business angels, crowdfunding and venture capital – the terms may be colourful,  but the support they describe is vital to the funding ecosystem needed to kick-start and support ICT innovation among small businesses in the countries of the Eastern Neighbourhood.

In the past months, the EU4Digital Facility ICT Innovation team has been focusing its efforts to promote a common legislative framework in the EaP region that would favour ICT innovation, based on EU norms and best practices. The aim is to identify the major gaps between the EU and EaP region and to reveal the directions in which partners can take the necessary steps to bridge the difference.

Working towards this objective, the EU4Digital Facility will elaborate national policy recommendations and action plans for their implementation for each EaP partner country according to the following policy areas that each country has selected:

  • Intellectual property rights management for digital innovations (Armenia)
  • New organisational forms for supporting ICT Innovation (Azerbaijan)
  • Digital innovation SMEs’ access to finance (Georgia, Ukraine)
  • ICT innovation ecosystems for start-ups and scale-ups (Moldova)
  • Digitising industry (digital transformation of SMEs in traditional sectors) (Belarus)

As a basis for analysing the gaps between the EU and EaP in the selected policy areas, the EU4Digital Facility has identified the best EU practices for regulation in the respective policy areas.

This article provides an overview of the EU best practices in the policy area of Digital innovation SMEs’ access to finance, which has been selected by Georgia and Ukraine.

EU BEST PRACTICES FOR DIGITAL INNOVATION SMEs’ ACCESS TO FINANCE 

Within the European Union, the legal framework for access to finance for start-ups and scale-ups consists of two main blocks: the Digital Single Market Strategy and the Capital Markets Union. Also, non-legislative actions enabling the effective enforcement of competition and single market laws are seen as efficient policy tools and are used more often than regulatory prescriptions.

SMEs can access finance in all phases of their lifecycle (creation, expansion, business transfer).  Relevant aspects of the financial ecosystem and policy include: regulatory sandboxes for alternative finance, crowdfunding, business angels, venture capital, fast track support for high-risk innovations, and funding of digital transformation of traditional enterprises

Using these best practices to develop the financial ecosystems of the Eastern Partner countries, and taking advantage of existing EU support tools, funding instruments and programmes will unlock the innovation potential among SMEs in the region, helping businesses to tailor their products and services to market needs. 

Regulatory sandboxes for alternative finance are a controlled environment in which innovation in financial technology can take place while providing safeguards to manage risks. They enable banks and FinTech players to experiment with innovative financial products or services by removing unnecessary regulatory barriers and reducing the time of bringing new ideas to market. In the EU, there are a number of cases where regulative fintech sandboxes have been established. 

In April 2019, the European Commission and the European Supervisory Authorities (ESAs) jointly launched the European Forum for Innovation Facilitators (EFIF) to promote greater coordination and cooperation between innovation facilitators (regulatory sandboxes and innovation hubs) to support the scaling up of FinTech. Crowd and peer-to-peer finance (‘crowdfunding’) is recognised as an important source of non-bank financing in support of innovative companies and start-ups. In 2018, the EC established a European label for investment- and lending-based crowdfunding platforms that facilitates the scaling up of crowdfunding services and enables cross-border activity.           

Business angels are increasingly investing alongside seed venture capital funds. These are high net worth individuals who usually provide smaller amounts of finance at an earlier stage than many venture capital funds are able to invest. Networks of business angels are established, and miscellaneous support tools are developed – ranging from training to tax incentives and co-investing. 

The most prominent business angel networks and communities include: World Business Angels Association; World Business Angel Investment Forum (WBAF); Business Angels Europe; European Trade Association for Business Angels, Seed Funds and Early Stage Market Players (EBAN)InnovFin Business Angels.

Business angels funds: European Angels Fund (EAF).

Venture capital investments are regulated and stimulated by a set of legal acts on investment funds and collective investments. The main European framework is the Directive on undertakings for collective investment in transferable securities (UCITS). The European venture capital funds (EuVECA) regulation covers a subcategory of alternative investment schemes that focus on start-ups and early stage companies. Alternative investment funds are regulated by the Alternative investment fund managers (AIFM)Directive, and a number of others, including the Directive and Regulation to facilitate cross-border distribution of funds.

A broad set of policy tools to foster local and foreign venture capital investments and increase investment capacity includes a special taxation regime on the national level.  

Venture capitalists are also provided with opportunities to co-invest with proven European funds in order to amplify venture investments.

The European Investment Fund (EIF), part of the EIB Group, has thus financed more than 1 million SMEs using either own resources or those provided by the European Investment Bank (EIB), the European Commission, EU Member States or other third parties. In Ukraine, 713 SMEs with 46,257 workplaces have received EIF funding so far, at a total value of €213 million, while in Moldova,  254 SMEs representing more than 11,000 jobs have received funding worth €102 million (www.eif4smes.com). Armenia and Georgia are also eligible for support under a number of EIF tools.

InnovFin Venture Capital targets investments into venture capital funds that provide funding to enterprises  in their early stage operating in Horizon 2020 sectors (open also for Horizon 2020 Associated Countries, including Armenia, Georgia, Moldova and Ukraine). In April 2018, the EC and EIF launched the Pan-European venture capital fund-of-funds programme (VentureEU). Around 1,500 start-ups and scale-ups are expected to gain access across the whole EU.

Fast track support for high-risk innovations – The Fast Track to Innovation (FTI) is a fully-bottom-up innovation support programme promoting close-to-the-market innovation activities in any area of technology or application. It can help partners to co-create and test breakthrough innovation ideas and give them the last push before shaking up the market. Armenia, Georgia, Moldova and Ukraine are eligible to apply to the programme.  

Funding of digital transformation of traditional SMEs at EU level is provided by the EU COSME Loan Guarantee Facility (LGF), regardless of current level of the enterprise digitalisation. SMEs from COSME Associated Countries, including Armenia, Moldova and Ukraine are also eligible. 

Training opportunities and decision-making tools are promoted across the EU and internationally to facilitate awareness-raising, the exchange of best practices and extension of special knowledge required for high-risk investments. 

The Early stage investing Launchpad (ESIL) and WBAF Business School are prominent institutions for investors who wish to act as business angels, venture capitalists, and venture fund managersSTARTUP ECOSYSTEM EU provides coaching to start-ups and companies wishing to attract venture funding and helps them to prepare their business for dialogue and relations with these types of investors.

Information and advisory support are available to SMEs seeking to finance digital innovations through one-stop-shop portalsacross the European Union. Among those are the Access2finance portal, which extends to Ukraine and Moldova, and the EIC wizard (which is also available to innovators from countries associated to the EU Horizon 2020 programme). Information systems like EuroQuity and ALTFInator act as matchmaking platforms connecting finance-seeking SMEs with investors and lenders. 

For the EaP countries, the following tools are available: AmadeusCrunchbaseKompassEuropean Business Register – EBREU Insolvency Registry, alongside national databases.

NEXT STEPS – RECOMMENDATIONS AND ACTION PLANS

The full report developed by the EU4Digital ICT Innovation team on EU best practices in the area of access to finance for digital innovation SMEs has been used to develop the gap analysis framework for Georgia and Ukraine; on the basis of the gap analysis, a set of policy recommendations is currently being drawn up for the two countries, which will be aligned with national counterparts. 

These recommendations will then form the basis for the elaboration of individual national policy implementation action plans for Georgia and Ukraine. The action plans will identify concrete stakeholders in the partner countries, EU tools, platforms, and practices that can be accessed and adopted by EaP stakeholders, and possibly concrete counterparts in EU countries. Further activities by the Facility (training, study visits, networking events, promotion activities, etc.) will then support the interested stakeholders in their further activities on overcoming the gaps.

Adopting EU best practices in this way will help to boost the development of a mature ICT innovation and start-up ecosystem with well-functioning support organisations in the Eastern Partnership countries. It will also allow researchers and innovative businesses to access EU funding instruments more easily.

Ultimately, a common legislative framework will enable Eastern Partner countries to benefit from the EU Digital Single Market, and to exchange and develop new innovative ideas with counterparts from EU member states.