Региональное соглашение о роуминге: как в Восточных странах-партнёрах можно снизить цены на услуги роуминга почти на 90%

  • Дата: 19/11/20
  • Поделиться:

Ожидается, что, благодаря Региональному соглашению о роуминге, которое разрабатывается при поддержке EU4Digital и в скором времени будет окончательно отредактировано, к 2026 году в Восточных странах-партнёрах цены на услуги роуминга снизятся почти на 90%.

В феврале 2019 года во время 3-ей Встречи министров стран Восточного партнёрства по вопросам цифровой экономики шесть Восточных стран-партнёров ещё раз подтвердили свои намерения подписать Региональное соглашение о роуминге (РСР) к концу 2020 года. После этого окончательного подтверждения команда Программы EU4Digital по Правилам Телекома начала разработку региональной инициативы, направленной на гармонизацию нормативных баз в сфере международного мобильного роуминга в Восточных странах-партнёрах.

География

Благодаря РСР, клиенты операторов мобильной связи из Восточных стран-партнёров (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины) смогут пользоваться мобильными услугами во время посещения любой из шести Восточных стран-партнёров. 

Влияние

Отчёт о роуминге, подготовленный Программой EU4Digital, демонстрирует, что РСР принесёт большую пользу обществу Восточных стран-партнёров. Ожидается, что потребительские цены на услуги роуминга в Восточных странах-партнёрах будут снижаться постепенно в течение пятилетнего переходного периода, что позволит рынку приспособиться к этим изменениям. 

Предполагается, что по окончании этого периода, в 2026 году розничные цены на услуги роуминга в Восточных странах-партнёрах снизятся на 87%. Общее положительное воздействие оценивается в 4,6 млн евро. Эта цифра представляет разницу между потребительской выгодой и снижением доходов операторов мобильной связи.

Услуги

РСР охватывает все услуги мобильной связи, которые обычно доступны для потребителей услуг роуминга:

  • исходящие и входящие звонки,
  • исходящие и входящие SMS-сообщения,
  • мобильная передача данных.

Дальнейшие шаги

Для подписания РСР окончательный текст должен быть утверждён на государственном уровне в каждой из Восточных стран-партнёров.   Прогнозируемый график подготовки и выполнения РСР:

  • Конец февраля или начало марта 2021 года

Планирование странами Восточного партнёрства подписания РСР.

  • Весь 2021 год

Внесение необходимых поправок в законы и/или подзаконные акты для достижения целей и выполнения условий РСР.

  • 1 января 2022 года

Вступление РСР в силу, что позволит гражданам Восточных стран-партнёров меньше платить за услуги мобильной связи в роуминге в пределах шести Восточных стран-партнёров.

  • 2023-2025 гг.

Продолжение падения цен на услуги роуминга в соответствии с предложенной траекторией. Ожидается, что к концу этого периода, в 2026 году затраты абонентов на роуминг снизятся на 87%.

  • 1 января 2026 года

Ожидается, что затраты абонентов на роуминг продолжат снижаться в результате перенимания новых оптовых расценок ЕС и установления розничной наценки посредством добавления рассчитанных действующих цен на внутреннем рынке.

Подписание РСР обеспечит значительное снижение действующих цен на услуги роуминга в шести Восточных странах-партнёрах. Это позволит сделать услуги роуминга в сетях мобильной связи других Восточных стран-партнёров более доступными для потребителей. Кроме всего прочего, внесение изменений в нормативно-правовую базу, необходимых для выполнения условий РСР, также станет шагом на пути к гармонизации их нормативного уклада с нормативной базой ЕС.

Международная зона роуминга между Восточными странами-партнёрами и государствами-членами ЕС

Обязательство исследовать возможность создания общего международного роумингового пространства, в том числе рационального с экономической точки зрения снижения тарифов на услуги роуминга между Восточными странами-партнёрами и государствами-членами ЕС было подтверждено на 3-ей Встрече министров стран Восточного партнёрства по вопросам цифровой экономики, которая состоялась в феврале 2019 года. Также была достигнута договорённость начать переговоры и провести оценку целесообразности для обоснования этого процесса. 

После этого окончательного подтверждения от министров Восточных стран-партнёров в октябре 2020 года Программа EU4Digital запустила исследование ВП-ЕС, посвящённое роумингу, которое стало новым направлением деятельности в рамках тематической области «Правила Телекома». Одной из основных предпосылок для последующего анализа целесообразности общего роумингового пространства ВП-ЕС является подписание РСР между Восточными странами-партнёрами, чему также оказывает содействие команда EU4Digital. Ожидается, что церемония подписания РСР пройдёт в конце февраля или начале марта 2021 года. Заглядывая вперёд, в том случае, если общее роуминговое пространство между Восточными странами-партнёрами и государствами-членами ЕС докажет свою целесообразность, исследование ВП-ЕС будет направлено на поиски подходящих правовых, экономических и технических способов осуществления данного проекта.


Истории успеха

Посмотреть все

Regional Roaming Agreement: how roaming prices can fall in Eastern partner countries by almost 90%

  • Date: 19/11/20
  • Share:

Roaming prices in the Eastern partner countries are expected to fall by almost 90% by 2026, under a Regional Roaming Agreement currently being finalised with the support of EU4Digital.

In February 2019, during the Third Eastern Partnership Ministerial Meeting on the Digital Economy, the six Eastern partner countries reaffirmed their commitment to sign a Regional Roaming Agreement (RRA) by the end of 2020. Following this final endorsement, the EU4Digital Facility Telecom Rules team has been working on a regional initiative aimed at the harmonisation of international mobile roaming regulatory frameworks in the Eastern partner countries.

Geography

The RRA covers the ability for customers of mobile operators of Eastern partner countries (Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia, Moldova, and Ukraine) to use mobile services while visiting any of the six Eastern partner countries. 

Impact

Roaming report conducted by the EU4Digital Facility shows that the RRA would bring a positive benefit for society in Eastern partner countries. For the six Easter partner countries, roaming prices for customers are expected to be reduced gradually during a five-year transition period, allowing for necessary market adjustments. 

At the end of this period in 2026, it is expected that retail prices of roaming services in the Eastern partner countries will be reduced by 87% for consumers. Overall positive impact is estimated at €4.6 million, a figure which represents the difference between consumer surplus and revenue losses for mobile operators.

Services

All mobile communications services normally available to a roaming customer are covered by the RRA:

  • make and receive voice calls;
  • send and receive SMS;
  • use mobile data transmission services.

Next steps

In order to sign the RRA, national approval procedures regarding the final RRA text have to be completed in each Eastern partner country. The following timeline is foreseen for the RRA:

  • Late February or early March 2021
    Eastern partner countries’ ministers plan to sign the RRA.
  • Throughout 2021
    Adoption of any amendments to laws and/or by-laws, necessary to achieve the objectives and implementation of the RRA.
  • 1 January 2022
    RRA enters into force, people in Eastern partner countries will pay less for mobile communications services while roaming within the six Eastern partner countries.
  • 2023-2025
    Roaming prices will still be falling in line with proposed glidepath. It is expected, that by the end of this period in 2026 the roaming charges for customers will be reduced by 87%.
  • 1 January 2026
    Roaming charges for customers expected to be further reduced as a result of mirroring new EU rates for wholesale prices and setting retail charges by adding calculated effective domestic prices.

Once the RRA is signed, it would ensure a substantial lowering of applicable roaming prices among the six Eastern partner countries. This would allow mobile communications networks’ roaming customers to enjoy more affordable services while roaming in other Eastern partner countries. On top of that, the implementation of changes to the legislative and regulatory framework required in order to introduce the RRA would also be a step towards harmonising their national regulatory setups with the EU regulatory framework.

International roaming area between Eastern partner countries and EU Member States

A commitment to explore the possibility of a common international roaming space, including the economically sustainable reduction of roaming tariffs between the Eastern partner countries and the EU Member States was confirmed at the Third Eastern Partnership Ministerial Meeting on the Digital Economy in February 2019. It was also agreed to launch discussions and to conduct a feasibility study to support that process. 

Following this final endorsement from Eastern Partnership ministersthe EU4Digital Facility in October 2020 launched the EaP-EU roaming study, which is a new activity under the Telecom Rules thematic area. One of the underlying assumptions for further assessing the feasibility of a common EaP-EU roaming space is the signing of the RRA among Eastern partner countries, which is also being facilitated by the EU4Digital team.

The signing ceremony of the RRA is expected to take place in late February or early March 2021. Looking further, should the common roaming space between the EaP and EU Member States prove to be feasible, the EaP-EU study will aim to suggest the most appropriate legal, economic and technical option for implementation.