Сёстры-близнецы, чьи жизни изменились благодаря цифровым навыкам

  • Дата: 17/06/21
  • Поделиться:

В детстве двойняшки Нини и Ани Мерабишвили, которым сейчас по 16 лет, любили смотреть мультфильмы. Но в отличие от других детей, которые были полностью увлечены сюжетом, двойняшек очаровывало другое волшебство – как эти мультфильмы были созданы. Поэтому в возрасте 11 лет сёстры окончили курс по 3D-моделированию при технопарке и с тех пор они без остановки занимаются любимым делом.

«Мы работаем вместе и понимаем друг друга без слов. Когда у одной из нас появляется идея, другая что-то добавляет. Так мы дополняем друг друга», – говорит Ани.

Нини и Ани совмещают работу с учёбой в школе. Они занимаются разработкой дизайна, информационных бюллетеней, постеров и тому подобного. Уже в 14 лет они получили свой первый заработок – 50 лари.

«Мы потратили эти деньги на свои первые ботильоны и были безмерно счастливы. Сейчас мы работаем за более высокое вознаграждение», – смеётся Нини.

Их гонорары значительно выросли после того, как в 2020 году они окончили курс, организованный GeoLab и Агентством инноваций и технологий Грузии (GITA). До этого их главным источником знаний в цифровом мире были обучающие видео на YouTube. Сегодня они стремительно расширяют свои сферы деятельности: «Мы растём; мы будем разработчиками. Мы собрали команду дизайнеров и маркетологов и работаем над крупными проектами. Мы создали креативное агентство и занимаемся web-разработкой и созданием брендов», – рассказывает Нини.

Девушки отмечают, что пандемия COVID-19 ускорила развитие цифрового мира: «Во время пандемии мы наблюдали то, как разработка сайтов для магазинов одежды и обуви становилась всё более важной из-за повышения спроса на онлайн-торговлю. Было очевидно, что полезно этому научиться. Эта сфера деятельности очень интересная, она постоянно развивается и приносит прибыль, а самое важное – это то, что заниматься этим не скучно. Эта работа позволяет ещё больше развивать творческие способности», – объясняет Ани.

В будущем Нини и Ани планируют превратить своё хобби в профессию и хотят получить высшее образование в сфере информатики.

«Всем компаниям нужен свой логотип, бренд и хорошая реклама, чтобы быть узнаваемыми на рынке и вызывать доверие у клиентов. В цифровой сфере опыт, полученный в социальных сетях,  очень важен для того, чтобы достичь успеха и получать доход с юного возраста», – говорит Нини.

Главное направление поддержки – цифровые навыки

Развитие цифровых навыков – это одна из главных задач EU4Digital. С помощью этой инициативы Европейский союз стремится укрепить цифровые навыки, предоставить образование и в целом развивать эту сферу в странах Восточного партнёрства, и в том числе в Грузии.

EU4Digital поддерживает внедрение стратегий развития цифровых навыков в Грузии, помогая правительствам оценить и спрогнозировать разрывы в цифровых навыках, определяя структуру цифровых компетенций для предприятий малого бизнеса и содействуя созданию национальных коалиций по навыкам и рабочим местам, что поможет заинтересованным сторонам (правительству, предприятиям, общественным организациям и образовательному сообществу) в Грузии согласовать развитие цифровых навыков.

По словам Мары Якобсоне, представительницы направления электронных навыков программы EU4Digital и вице-президента Латвийской ассоциации информационных и коммуникационных технологий (LIKTA), люди всё лучше понимают, что цифровые навыки являются одними из самых важных компетенций наряду с языковой и математической грамотностью, учитывая что сегодня более чем 95% вакансий требуют владения цифровыми навыками.

Большинство государственных услуг уже оказываются в онлайн-формате или будут переведены на него в ближайшем будущем. Граждане, не владеющие соответствующими навыками, многое потеряют. Недостаток цифровых навыков может привести к социальной и экономической изоляции. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, ясно продемонстрировал важность цифровых навыков». Тем не менее, ссылаясь на результаты исследования Европейской комиссии, она добавляет, что «один молодой человек из пяти не имеет даже базовых цифровых навыков».

Решение проблемы разрыва в цифровых навыках

Якобсоне объясняет, что разработка единой методологии для измерения цифровых навыков поможет Грузии лучше понять уровень развития цифровых навыков в стране и имеющиеся разрывы в сравнении с другими государствами.

Грузия ещё может всё наверстать, если её жители будут усердно работать, чтобы преодолеть разрыв в цифровых навыках, особенно в свете пандемии COVID-19. Благодаря участию Министерства экономики и устойчивого развития и агентства GITA, более 500 людей недавно прошли переподготовку в сфере графического дизайна, программирования и разработки интерфейса, по крайней мере 40% из которых – женщины. А около 15-20% участников тренингов уже нашли работу благодаря этому.

Из-за пандемии трёхмесячные курсы в 2020 году проходили полностью онлайн, что дало шанс молодым людям из Тбилиси и девяти регионов Грузии принять в них участие. Александр Гвинджилия из Отдела стратегического развития GITA объясняет, что по иронии пандемия дала возможность пройти обучение людям из самой глубинки. «Онлайн-формат позволил жителям отдалённых районов и населённых пунктов зарегистрироваться для участия, а нам удалось охватить фактически всю страну. Мы смогли добиться достаточно хороших результатов и увеличить количество участников», – говорит он.

Гвинджилия отмечает, что целью курса было повышение осведомлённости среди молодых людей, особенно в регионах, а также развитие у них цифровых навыков, чтобы позволить им найти работу и стать профессионалами. 

«С 2018 года мы подготовили около 800 выпускников. В конечном итоге те, кто успешно окончил курсы, нашли работу в своих регионах и трудятся на полную ставку или в качестве фрилансеров. Многие из них работают в успешных компаниях, расположенных в Грузии. Это наше главное достижение», – рассказывает он.

Александр Гвинджилия

Кто может принять участие?

Александр Гвинджилия говорит, что для прохождения обучения кандидаты должны заполнить форму регистрации на сайте GITA. Далее будет определён уровень компетенций кандидата. Те, кто попадут во второй тур, пройдут собеседования, а отобранные кандидаты получат возможность пройти курс. Возраст участников варьируется от 13-14 до 65 лет. Те, кто интересуется цифровой отраслью, могут зайти на портал Trainings.gov.ge, чтобы выбрать курсы.

«Самому возрастному участнику 65 лет. Он живёт в Батуми и был очень рад пройти обучение. Не все посещают курсы, чтобы найти работу. Некоторые учатся, чтобы улучшить свои навыки. Курс даёт базовые знания, и дальнейшее обучение нужно продолжать самостоятельно. Самое главное – это то, что участие бесплатное. Основное значение мы придаём мотивации кандидатов. От них требуется лишь наличие свободного времени и ноутбука для работы. Тем, у кого компьютера нет, мы предоставляем рабочее пространство», – говорит Александр Гвинджилия.

Но большинство участников – это молодые люди: школьники и студенты, а также начинающие предприниматели.

«С помощью этих курсов мы бы хотели готовить стартаперов, давать им технические навыки, которые они могли бы использовать в новой команде или по крайней для того, чтобы найти работу в данной сфере. Наши курсы ориентированы в первую очередь на регионы. Уровень развития технологий ниже желаемого даже в Тбилиси, а в регионах этот разрыв ещё более выражен», – заявляет он. 

Гвинджилия говорит, что главной целью этой деятельности является повышение технологического уровня по всей стране.

В данном контексте опыт развития электронных навыков, которым делится EU4Digital, а также налаживание связей в регионе и возможности обучения, предлагаемые программой, неоценимы.

«Мы сотрудничаем с ЕС и вместе с другими странами узнаём об их опыте организации подобных тренингов. Мы организуем встречи для обмена опытом. В данных обстоятельствах знания, предоставляемые ЕС, являются чрезвычайно важными», – подчёркивает Гвинджилия.

Речь идёт о трансформации экономики для того, чтобы принять вызовы 21-го века.  «Посмотрите на Финляндию», – говорит Мара Якобсоне из EU4Digital. – Это пример того, как страна может сделать цифровую экономику своей основной задачей. Они посвятили более 20 лет развитию у своих граждан цифровых и научно-технических навыков, и это дало ощутимый результат».

Спрос на цифровые навыки в Грузии неуклонно растёт, и этот процесс необратим. Результаты исследований рынков труда во многих странах показывают, что в ближайшие годы люди, обладающие цифровыми компетенциями, будут занимать самые высокооплачиваемые позиции.

«Всё возможно», – говорит 16-летняя Нини, которая окончила курсы при GITA в прошлом году. «Забудьте стереотипы и людей, которые говорят, что у вас не получится. Просто откройте Photoshop или Illustrator, найдите хорошие источники информации, пройдите курсы, и вы легко всего добьётесь. Можно быть очень умным, но нужно развивать свой личный потенциал. Когда у нас есть вся необходимая информация, мы становимся более свободными. Самое главное – это энтузиазм, и вы должны знать, чем вы хотите заниматься», – говорит Нини.   

Нини и Ани на своём примере показывают, чего можно достичь благодаря целеустремлённости и энтузиазму. Энтузиазм вкупе с эффективной цифровой стратегией играет важную роль в преобразовании потенциала отдельного человека в устойчивое экономическое и социальное развитие в эту новую эпоху. И помощь EU4Digital с определением разрывов в навыках является критически важной для целенаправленного развития этих навыков.

«Результаты многих исследований подтверждают, что в течение следующих 30 лет, специальностями первостепенной значимости, представителям которых сегодня не хватает навыков, будут именно те, которым обучаем мы, например: front-end разработка, графический дизайн и т.д.», – говорит Александр Гвинджилия из GITA.

С помощью инициативы EU4Digital Европейский союз поддерживает внедрение стратегий развития цифровых навыков в странах Восточного партнёрства, в частности посредством:

Данная статья подготовлена в рамках программы EU4Digital. Мнения, выраженные в статье, являются исключительно точкой зрения автора.

Полный текст статьи был опубликован на сайте on.ge.


Истории успеха

Посмотреть все

The twin sisters whose lives were changed by digital skills

  • Date: 17/06/21
  • Share:

When they were little, twin sisters Nini and Ani Merabisvbili, now 16, loved watching animation films. But unlike other children, who were swept along by the story, the twins were fascinated by another kind of magic – how these movies had been created. So, when they were 11, the sisters completed the Tech Park 3D modelling course, and, since then, they have been doing their favourite work without stopping for a moment.

“We work together, understand each other without a word. When one of us has an idea, another adds something, and so we complement each other,” says Ani. 

Nini and Ani study at school and work at the same time. They work on design, factsheets, posters, and the like. The girls received their first fee of GEL 50 when they were 14. 

“We spent this money on our first ankle-boots and were immensely happy. Now we work on relatively higher-budget commissions,” Nini laughs.

They started getting serious commissions after completing a course organised by GeoLab and Georgia’s Innovation and Technology Agency (GITA) in 2020. Until then, YouTube tutorials had been their main teachers in the digital world. Now, they are expanding fast: “We are growing; we will be the developers. We have put together a team of designers and marketers and collaborate on large projects. We establish a creative agency, work on web, and branding,” says Nini.

The girls say the COVID-19 pandemic has accelerated the development of the digital world: “During the pandemic, we saw the design of websites of clothing or shoe shops becoming more important because of the increased relevance of online trade. Thus, it will be very useful if you will learn it. This field is very interesting, developing, profitable and what’s most important – not boring. This activity increases your creativity even more,” Ani explains.

In the future, Nini and Ani plan to turn their hobby into their profession and aim to get university degrees in computer sciences. 

“All companies need their own logo, branding, and good advertising to be recognised on the market and trusted by their clients. Experience gained in social media in the digital field is extremely important for success and for generating your own income from a young age,” says Nini.

Priority support for digital skills

The development of digital skills is one of the priorities of EU4Digital. Through this initiative, the European Union aims to strengthen digital skills, provide education, and generally develop this field in the Eastern Partnership countries, including Georgia. 

EU4Digital supports the implementation of digital skills strategies in Georgia, helping the government to evaluate and forecast gaps in digital skills, defining a digital competencies framework for small businesses, and supporting the creation of a national skills and jobs coalition that will help stakeholders (government, business, NGOs, academia) in Georgia to coordinate digital skills development. 

Mara Jakobsone, EU4Digital spokesperson for eSkills and Vice-President of the Latvian Information and Communication Technologies Association (LIKTA), says digital skills are increasingly seen as one of the key competencies alongside literacy and numeracy, with more than 95% of vacancies requiring digital skills today. 

“Most public services have already shifted to online mode or will shift soon. Citizens who lack the relevant skills will lose a lot. Lack of digital skills might cause social and economic isolation. COVID-19 crisis clearly demonstrated the importance of digital skills.” Yet according to a study by European Commission, she adds, “one young person out of five does not have even basic digital knowledge”

Addressing the digital skills gap

Jakobsone explains that developing a unified methodology on digital skills will help Georgia better understand the level of its digital skills development and the gaps in comparison with other countries. 

It’s a lesson that isn’t lost in Georgia, which is working hard to overcome the digital skills gap, especially in the wake of COVID-19. Through the involvement of the Ministry of Economics and Sustainable Development and GITA, more than 500 beneficiaries have recently been retrained in graphic design, programming, and interface – at least 40% of them women. And about 15-20% of the training participants have already found jobs as a result.

As a result of the pandemic, three-month courses in 2020 were provided entirely online, offering the chance to young people from Tbilisi and nine regions of Georgia to participate. Ironically, the pandemic allowed the training to reach far deeper in the country, explains Alexander Ghvinjilia from GITA’s Department of Strategic Development. “The online regime enabled representatives of other districts and municipalities to register, and actually, we covered the whole country. We got rather good results and the number of participants increased,” he says.

Ghvinjilia says the goal of the course was to raise awareness among young people, especially in the regions, to develop their digital skills, enabling them to find jobs and become professionals. 

“Since 2018, we have trained about 800 beneficiaries. Eventually, those who completed the course well, got employed locally, on full-time jobs or as freelancers. Many of them work for successful companies based in Georgia. This is our key achievement,” he says.

Alexander Ghvinjilia

Who can participate?

Alexander Ghvinjilia says that to participate in the courses, applicants must complete a registration form on the GITA website. Then the applicant’s competence level is identified. Those who go to the second round are interviewed, and selected participants get the opportunity to attend the course. The age of participants varies from 13-14 to 65. People interested in the digital field can go to the Trainings.gov.ge portal to choose courses. 

“The oldest participant, 65, from Batumi was very pleased. Not everybody attends the courses to find jobs, some of them study to improve their skills. The course is baseline, and they have to continue learning on their own. What’s essential is that participation is free. We assign key importance to the applicant’s motivation. They are required to have some time and a laptop to work. If they do not have computers, we provide them with our space,” says Alexander Ghvinjilia.

But most of the beneficiaries are young people – school and university students and young entrepreneurs.

“After these courses, we would like to raise start-uppers, give them technical knowledge to use in a new team, or at least, get employment in this field. In general, we target the regions. Technology level is lower than desired even in Tbilisi, while in the regions this gap is particularly marked,” he states.  

Ghvinjilia says the primary goal of these activities is to improve technological level throughout the country. 

The expertise on eSkills provided by EU4Digital, as well as the regional networking and learning opportunities offered by the programme, are invaluable in this context.

“We cooperate with the EU and together with the other countries learn about their experience in providing similar trainings. We have meetings to share experience. In this context, the knowledge provided by the EU is essential,” Ghvinjilia underlines.

The transformation of the economy to meet the challenges of the 21st century is at stake. “Look at Finland,” says Mara Jakobsone of EU4Digital “This is an example of how a country can turn the digital economy into its main route. They dedicated more than 20 years to their citizens’ digital and STEM (science, technology, engineering, mathematical) skills development, and this gave a tangible result.”

Demand for digital skills in Georgia is increasing steadily and this process is irreversible. Studies of job markets in many countries demonstrate that in the coming years people with digital competencies will occupy most highly paid positions. 

“Everything is possible,” says 16-year-old Nini, who completed the GITA course last year. “Forget the stereotypes and the people who say you will failJust open Photoshop, Illustrator, look for the resources, attend the courses and you will accomplish everything easily. A person might be very clever, but they have to develop their personal potential. We become more liberated when we have more information. The key is enthusiasm, and you should know what you want to do,” says Nini.   

Nini and Ani are living examples of what can be achieved with determination and enthusiasm. But channelling that enthusiasm through an effective digital strategy is the key to translating individual promise into sustainable economic and social development for a new era. And EU4Digital’s support in identifying the skills gaps is absolutely crucial for a targeted skills development.

“Many studies confirm that in the next 30 years, the priority professions in which we currently have a shortage of skills, will be exactly those in which we provide our trainings, e.g. front-end development, graphic design, etc.,” says GITA’s Alexander Ghvinjilia. 

Find out more

EU4 Digital https://eufordigital.eu

EU4Digital eSkills https://eufordigital.eu/thematic-area/eskills/

EU Delegation in Georgia https://eeas.europa.eu/delegations/georgia

GITA https://gita.gov.ge

GITA training opportunities http://trainings.gov.ge

**********************************************************

About EU4Digital

Through the EU4Digital Initiative, the European Union supports the implementation of digital skills strategies in the Eastern Partnership countries, in particular by:

The full story was published on on.ge.

The article has been prepared as part of the EU4Digital programme. The views expressed in the article are solely those of the author.