Украинская IT-индустрия: куда расти дальше и почему важно давать дорогу женщинам

  • Дата: 28/07/20
  • Поделиться:

Украинский IT-рынок растет как на дрожжах — последние годы эта индустрия в стране прибавляла темпами около 30 процентов в год. Количество занятых в этой сфере специалистов также увеличивается. С другой стороны, «цифровой бум» в Украине сопряжен и с вызовами: утеканием «мозгов» за рубеж, усложненным регулированием, гендерным разрывом и слабой инфраструктурой поддержки новых проектов. Впрочем, помочь с этим могут как местные лидеры отрасли, так и партнеры Киева из Евросоюза.

Даже экономические сложности, вызванные пандемией коронавирусной болезни, не лишают участников рынка оптимизма. «Возможна просадка, но не глобально. Если прошлые пару лет было до 30% в год, то в кризисный может быть меньше, пусть 20-25%, но будет. Специфика отрасли в гибкости, поэтому рост неизбежен», — говорит Елена Хлевная, соучредитель sport.vision и советник Минцифры Украины. 

Показатели роста и правда впечатляют. По данным украинской диджитал-компании N-iX, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают третье место по объему экспорта услуг, составляя пятую часть всего украинского сервисного экспорта. Сам же ИКТ-сектор растет с темпами около 26% каждый год, число компаний сферы перевалило за четыре тысячи. Количество занятых в отрасли специалистов в 2020 году стремится в 200 тысячам.

Тем не менее, чем дальше развивается отрасль, тем громче звучат критичные голоса. Но эти замечания направлены как раз на эволюцию ИКТ-сектора в Украине и перехода от outsource-модели (реализации проектов зарубежных заказчиков) к продуктовой — созданию собственных цифровых решений с большей прибавленной стоимостью. 

«Сейчас Украина продает человекочасы, а не делает продукты. Думаю, что внедрение Британского права для IT-отрасли в контексте сохранения интеллектуальной собственности, управления инвестициями и изменения налогообложения может сильно изменить ситуацию. Деньги будут оборачиваться в Украине, а не в виртуальных компаниях за рубежом», — поясняет Дмитрий Чашник, руководитель компании бизнес-аналитики Cobit Solutions.

Если посмотреть на соседний Евросоюз, то там сектор ИКТ активно наращивает добавленную стоимость. По данным Евростата, с 2012 по 2017 год добавленная стоимость от услуг этой индустрии выросла на 18% а от продуктов — на 22,5%. В целом же сектор «отвечает» почти за 4% ВВП Евросоюза. Кроме того, цифровая отрасль в ЕС показывает невероятные показатели эффективности. Только в 2017 году видимая продуктивность труда в ИКТ была на две трети выше, чем в нефинансовом бизнесе в целом. Суммы впечатляют: от 100 тысяч евро на человека в Финляндии до 118 тысяч в Бельгии. 

Украинское правительство в лице Минцифры работает над улучшеним ИКТ-бизнес-климата. «Все просто — создание условий для того, чтобы компании и предприниматели развивались внутри страны, даже работая с внешними рынками. Хотя я всегда настаиваю на том, что у нас достаточно низкие налоги, если речь идёт о малом или среднем бизнесе», — отмечает Хлевная.

О важности развития цифровой экономики сказано немало. Одно из критически важных воздействий ИКТ в том, что этот сектор — один из немногих, который создает технологии общего назначения, который повышает еще и продуктивность традиционных секторов экономики. 

Это подчеркивается инициативой Европейского Союза EU4Digital, которая направлена на расширение единого цифрового рынка ЕС на Восточные страны-партнеры, включая Украину. Кроме того, добавляют там, ИКТ дает возможности реорганизовать и глобализировать экономику. А также — добиться более быстрого роста экономики, создавать новые рабочие места, повышать уровень жизни и сокращать неравенство, в том числе гендерное. 

Последнему стоит уделить особое внимание

У IT — и женское лицо

«Периодически выступаю ментором в различных проектах с поддержкой women in tech. До этого я даже не замечала историй и на себе не испытывала этой гендерной разницы. Работала, как мужик, с 16 лет. И мне не приходилось доказывать своё место или что я достойна какой-либо позиции. Но вот когда девочки стали рассказывать, что родители отправляют учиться на гуманитарную специальность ибо в семье это заведено, а она хочет роботов и вот это все, я включалась в сопровождение», — рассказывает Хлевная. 

Число занятых в украинской IT-отрасли женщин хоть и стабильно растет, все еще составляет едва ли четверть от общего количества «айтишников». Украинский онлайн-сервис YouControl подсчитал, сколько женщин-ФОП насчитывается в ИКТ-сфере Украины. В 2019 году по сравнению с 2017 годом женщин-ФОП в IT стало больше на 62%. Кроме того, по сравнению с 2018-м годом в 2019-м году количество женщин-ФОП в IT росло быстрее, чем общий показатель (+24% женщин в противовес +19% в целом).

Стоит отметить, что вопрос гендерного разрыва связан не только с правами женщин и мужчин, у него есть еще и экономический эффект. Недавнее исследование МВФ показало, что мужчины и женщины не сколько заменяют, сколько дополняют друг друга в рабочих процессах. То есть, рост занятости женщин дает бОльшие экономические преимущества чем аналогичное увеличение занятости мужчин 

«Рост участия женщин в ИКТ-отрасли может дать новый толчок экономике. И причина не только в том, что женщины пополняют состав рабочей силы благодаря исчезновению барьеров для входа. А скорее в том, что женщины привносят на рабочее место другой набор навыков, который позволяет повысить продуктивность и увеличить результативность», — поясняет Анна Поболь, эксперт по ИКТ-инновациям программы EU4Digital. 

Хлевная, которая практически с нуля построила sport.vision, уверена, что перспективы женщин в ИКТ-сфере «огромные». Главное, уверена она, это любить то, чем занимаешься. Что касается гендерного баланса, отмечает соучредитель инвестфонда, он придет со временем. «Важно продолжать делать и не оглядываться, фактами показывать свои способности», — говорит Елена.

Даже такие вопросы, как гендерный разрыв в зарплате, можно решить с проактивной позиции, убеждена она.  «До сих пор есть компании, где женщинам на той же позиции платят меньше, чем мужчинам. Для этого достаточно ставить прямой вопрос работодателю. Как и во всем. Главное не превращать это в позицию жертв. Женщины продуктивны и талантливы, ровно как и мужчины. Не в гендере ведь дело, мы-то знаем», — поясняет предпринимательница. 

Чашник тоже говорит, что вопрос с гендерным разрывом связан не сколько с бизнес-практикой, сколько с системой образования и устоявшимися культурными практиками. «Если разделить IT-сферу на две функции: первая — разработка и управление проектами, а вторая — все остальное (маркетинг, продажи, сервис и так далее), то во втором направлении не вижу проблем», — говорит он. 

Он подчеркивает, что как раз в разработке и управлении проектами «женщин в принципе нет». «Это не дискриминация при приеме на работу, это следствие того, что в Политехе [Киевский политехнический институт, один из крупнейших технических университетов страны]на 30 парней максимум 5 девушек, в основном 1-2″, — очерчивает он условное распределение. И заключает, что проблема лежит не в дискриминации женщин в бизнес-сфере, а в «фокусе родителей и общества при воспитании девочек в Украине». 

В том же ключе высказывается и Анна Стеценко, основательница Indigo — Tech Recruiters, рекрутинговой компании в IT-сфере. «Невозможно за один раз изменить глубинные убеждения и представления не то что нации, даже одного человека», — говорит Стеценко, культуролог по образованию.

По ее словам, нередки случаи, когда женщин отказываются рассматривать на руководящие позиции в ИКТ. Аргументы — «стандартный набор клише»: семейная жизнь и дети, ее якобы меньшая стрессоустойчивость и эмоциональность. 

Она добавляет, что в украинской цифровой индустрии уже есть немало небезразличных к этому вопросу мужчин и женщин, которые пытаются изменить ситуацию. «Лучше личным примером в выстроенном доверительном поле показывать альтернативную точку зрения», — поясняет она. 

Обучение — ключ к успеху

Один из хороших примеров того, как можно менять ситуацию в ИКТ-сфере — инициатива в Молдове, призванная поддерживать женщин, строящих карьеру в ІТ-индустрии. Программа под названием Tech Women Ambassadors задумана для того, чтобы фасилитировать передачу знаний и опыта между специалистами отрасли. Отдельный фокус — вдохновлять и поддерживать стремление женщин и девушек, которые хотят построить карьеру в области технологий. 

Среди множества активностей программы — регулярные конференции, неформальные встречи, мероприятия для нетворкинга и обмена опытом, тренинги по развитию карьеры, менторство и много других. Это позволяет упростить вход женщин и дальнейшее развитие в ИКТ-сфере. 

Как раз на это и направлена инициатива EU4Digital в Восточных странах-партнерах (Украина в их числе) EU4Digital. По словам представителя программы Анны Поболь, поддержка женщин в отрасли ИКТ должна быть сосредоточена на следующем:

• Повышение осведомленности о возможностях в секторе ИКТ-инноваций;

• Содействие обучению цифровым навыкам;

• Предоставление возможностей женщинам попробовать себя в разных ролях («ведь у женщин все же меньше времени, чем у мужчин, из-за вопросов, связанных с семейными обязанностями», отмечает Поболь);

• Предоставление возможности наставничества и консультаций для женщин, которые хотят начать бизнес.

Эксперты EU4Digital отмечают, что мир становится все более технологичным, причем не только в бизнесе, но и в повседневной жизни. Вот почему соответствующие навыки становятся все более и более важными. «Стереотипы [о «мужских» и «женских профессиях»]  возникли, когда ІТ-профессии только зарождались. Сейчас же их число стремительно растет, расширяется количество специализаций — и речь идет не только об описании навыков, но и компетенций, необходимых для них. В ЕС они уже стандартизированы в EU e-Competences Framework (структуре электронной компетенции ЕС). И это позволяет отойти от вопроса пола: работодатель ищет компетенции, а не человека», — рассказывает она. 

Лучшее, что можно сделать, чтобы устранить гендерные предубеждения, говорит Поболь, это создавать такие описания компетенций, которые выносят за скобки вопрос половой принадлежности. «Какая разница, женщина ты или мужчина, если ты — профессионал. Вы должны быть достаточно подкованы, умны, опытны для того, чтобы поддержать диалог и доказать свою позицию. В данном случае здесь у нас абсолютно равные шансы на победу, в чем бы то ни было. А успех, так или иначе, сопряжен с самореализацией», — подтверждает эту мысль Валерия Ионан, соучредитель Quadrate 28.

***

EU4Digital стремится распространить преимущества Единого цифрового рынка Европейского Союза на страны Восточного партнерства, направляя поддержку ЕС на развитие потенциала цифровой экономики и общества, чтобы обеспечить экономический рост, создать больше рабочих мест, улучшить жизнь людей и помочь бизнесу в Украине и других Восточных странах-партнерах ЕС — Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии и Республике Молдова.

Узнайте больше о EU4Digital на сайте: https://eufordigital.eu/

Автор: Стас Соколов,полная статья опубликована на NV.ua


Истории успеха

Посмотреть все

Ukrainian IT industry: looking for further growth and opening opportunities for women

  • Date: 28/07/20
  • Share:

The Ukrainian IT market is growing in leaps and bounds – in the past few years, this industry has been growing by 30% every year in the country. The number of specialists employed in this field is rising as well. On the other hand, the “digital boom” in Ukraine is accompanied by various challenges: brain drain, more complex regulation, gender gap and weak support infrastructure for new projects. However, this can be improved by local industry leaders, as well as Kyiv’s partners from the European Union. 

Even economic difficulties caused by the coronavirus pandemic do not make market players pessimistic. “Recession is possible, but not globally. If during the past few years the growth was up to 30% per year, during the crisis it can be lower, even 20-25%, but still the growth will continue. The specificity of the industry consists in its flexibility, that is why the growth is inevitable,” says Elena Khlevnaya, co-founder of the Fison investment fund and counsellor of the Ministry of Digital Transformation of Ukraine. 

The growth rates are truly impressive. According to the data provided by the Ukrainian digital company N-iX, information and communications technology (ICT) take third place in volume of services export, representing one-fifth of Ukraine’s service exports. Revenue in the ICT sector by itself is growing by 26% each year, the number of companies in the field overtaking 4,000. The number of specialists employed in the industry in 2020 reached almost 200,000.

Nevertheless, the more the industry develops, the louder critical voices are heard. But these remarks concern the evolution of the ICT sector in Ukraine and the shift from outsource model (implementation of foreign customers’ projects) to product model – creating of their own digital solutions with higher added value. 

“Nowadays Ukraine sells man-hours, but does not make products. I think that the implementation of British legal norms for the IT industry in the context of preserving intellectual property, investments management and taxation modification can change the situation considerably. Money will turn over in Ukraine and not in virtual companies abroad,” explains Dmitry Chashnik, the director of the business analytics company Cobit Solutions.

If you look at the neighbouring European Union, there the added value of the ICT sector is actively growing. According to Eurostat data, from 2012 till 2017 the added value of the services in this industry grew by 18%, and by 22.5% for products. Generally, the sector is responsible for almost 4% of the EU’s GDP. Moreover, digital industry in the EU shows incredible efficiency figures. Only in 2017 visible labour productivity in the ICT sector was two-thirds higher than in the non-financial business in general. The numbers are impressive: from €100,000 per person in Finland to €118,000 in Belgium.  

The Ukrainian government represented by the Ministry of Digital Transformation works in order to improve the ICT business climate. “Everything is easy – it is necessary to create the conditions to enable the development of the companies and entrepreneurs in the country, even if working with foreign markets. Although I always insist on the fact that our taxes are relatively low, if we speak about small and medium-sized enterprises,” admits Khlevnaya.

A lot has been said about the importance of digital economy. One of the key impacts of ICT is that this sector is one out of few that creates technologies for general purposes and increases the productivity of traditional sectors of the economy. 

This is highlighted by the European Union’s EU4Digital initiative, which is aimed at extending the EU Digital Single Market to the Eastern partner countries, including Ukraine. Moreover, they add that ICT gives an opportunity to reorganise and globalise the economy. It also allows to reach a faster economic growth, create new jobs, improve the quality of life and reduce inequality, including the gender gap. 

The latter needs special attention. 

The female face of IT 

Elena Khlevnaya, co-founder of the Fison investment fund and counsellor of the Ministry of Digital Transformation of Ukraine

“I occasionally happen to be a mentor of different projects which support women in tech. Before that, I wasn’t even aware of such stories and never experienced this gender difference. I have been working like a man since I was 16. I did not have to prove that my place was mine and that I deserved any position. But when girls started telling me that their parents had persuaded them to study humanities because this is how it had always been in their family, although they wanted to study robotics and ‘all that’, then I joined in the effort,” says Khlevnaya. 

The number of women employed in the IT industry in Ukraine is steadily growing, but still represents hardly a quarter of the total number of IT specialists. Ukrainian online service YouControl calculated how many female individual entrepreneurs there were in the IT-industry in Ukraine. In 2019 in comparison to 2017, the number of individual female entrepreneurs in IT grew by 62%. Moreover, in comparison to 2018, in 2019 the number of female individual entrepreneurs in IT grew faster than the overall number (+24% of women against +19% overall).

It is important to note that the gender gap issue is not only connected with men’s and women’s rights, it has an economic effect. A recent IMF study showed that men and women do not replace one another, but rather complete each other in working processes. It means that women’s employment growth gives more economic advantages than the growth of men’s employment. 

“The growing number of women in ICT industry can give the economy a new impulse. And this is not only because women are joining the labour force thanks to the disappearance of ‘entry barriers’. Most likely the reason is that women bring to a working place a different set of skills, which allows to raise productivity and efficiency,” explains Anna Pobol, the EU4Digital programme ICT innovations expert. 

Khlevnaya, who practically built a successful investment fund Fison from scratch, is certain that the perspectives of women in ICT-industry are “huge”. According to her, the most important is to appreciate what you do. As concerns gender balance, according to the investment fund co-founder, it will be reached sooner or later. “It is important to keep working without looking back, to prove your abilities with facts,” says Elena.  

Khlevnaya is sure that even such issues as the salary gender gap can be solved by taking a proactive position. “The companies where women in the same position are paid less than men still exist. You only need to ask your employer a direct question. Like everywhere else. The most important is not to take a victim position. Women are as productive and talented as men. This does not depend on gender, we know it,” explains the entrepreneur.

Chashnik also says the gender gap issue is not so much connected with business practices but rather with the education system and traditional cultural practices. “If you divide the IT industry into two functions: the first one being developing and project management, the second one being everything else (marketing, sales, service, etc.), I don’t see any problem with the second one,” he says. 

He underlines that it is in development and project management that “there are actually no women”“This is not an employment discrimination, but the consequence of the fact that in Polytech [Kyiv Polytechnic Institute, one of the major polytechnic universities in the country] for 30 boys there are maximum 5 girls, but more often just 1-2,” he estimates. He concludes that the problem does not lie in gender discrimination in business but in “parents’ and society’s focus in upbringing of girls in Ukraine”.

Anna Stetsenko, the founder of Indigo – Tech Recruiters

Anna Stetsenko, the founder of Indigo – Tech Recruiters, an IT recruiting company, shares his opinion. “It is impossible to change at once deep views and beliefs of one person and even more the ones of a whole nation,” says Stetsenko, who has a degree in Cultural Studies. According to her, women very often refuse to consider management positions in the ICT industry. The arguments are a “standard set of clichés”: family life and children, supposed lower stress resistance and emotionality.

She points out that there are many men and women in Ukrainian digital industry who do not remain indifferent to this issue, and who try to change the situation. “It is better to show one’s alternative point of view through personal example in an atmosphere of confidence,” she explains.  

Education is a key to success

One of good examples of how the situation in the ICT industry can be changed is an initiative in Moldova which aims at supporting women who pursue a career in the IT industry. The Tech Women Ambassadors programme was created to facilitate knowledge and experience exchange among the specialists in this field. The programme particularly focuses on the support of women’s and girls’ aspirations in building their carriers in the field of tech. 

Among the many activities of the programme are regular conferences, informal meetings, networking and experience sharing events, career development trainings, mentorship and many others. This supports women’s entry into the ICT industry and further development. 

This is also the aim of the EU4Digital initiative in the EU’s Eastern partner countries (including Ukraine). According to the programme representative Anna Pobol, support of women in the ICT industry should be focused on the following:

Anna Pobol from the EU4Digital initiative
  • Raise awareness about the opportunities in the ICT innovations sector;
  • Promote digital skills learning;
  • Make it possible and easy to try oneself in different roles (“because women in Eastern partner countries often have less time than men due to the family obligations”, according to Pobol);
  • Provide mentorship opportunities and consultations for women who wish to start a business.  

The EU4Digital experts point out that the world is becoming more technological, and not only in business, but in everyday life. This is why appropriate skills are becoming more and more important. “The stereotypes [about “masculine” and “feminine” professions] date back to the time when ІТ professions were new. Nowadays their number is growing fast, there are more and more specialisations – and we are not talking only about the professions, but also about the skills and competences necessary for them. In the EU they have been standardised in the EU e-Competence Framework. This helps to avoid the gender question: an employer is searching for competences and not for a person,” she says. 

The best that can be done in order to destroy gender prejudices, according to Pobol, is to create similar competences descriptions, which leave out the notion of gender. 

Valeria Ionan, the co-founder of Quadrate 28, agrees: “What difference does it make whether you are a woman or a man if you are a professional? You should be skilled, smart and experienced in order to participate in a dialog and prove your position. In this case we have absolutely equal chances to win, whatever the competition is. And in one way or another success is connected with self-fulfilment.”

***

EU4Digital aims to extend the benefits of the European Union’s Digital Single Market to the Eastern Partner states, channelling EU support to develop the potential of the digital economy and society, in order to bring economic growth, generate more jobs, improve people’s lives and help businesses in Ukraine and the other Eastern partner countries – Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia and the Republic of Moldova.

Find out more about EU4Digital at https://eufordigital.eu/

By Stas Sokolov, full story published on NV.ua