Инновационные экосистемы для стартапов: ключевые составляющие успеха

  • Дата: 10/04/20
  • Поделиться:

Из чего состоит хорошая цифровая инновационная экосистема для стартапов? Каковы основные компоненты и как их можно объединить для оптимизации инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) среди предприятий? Это ключевые вопросы, которые EU4Digital рассматривает в своем обзоре наилучшей практики ЕС в «инновационных экосистемах ИКТ для стартапов и скейлапов».

В последние месяцы команда Программы EU4Digital по ИКТ инновациям сосредоточилась на усилиях по продвижению общей законодательной базы, благоприятствующей инновациям в области ИКТ среди Восточных стран-соседей ЕС, на основе лучших практик ЕС. Цель состоит в том, чтобы выявить основные различия между ЕС и его восточными соседями и рекомендовать действия для преодоления разницы.

Каждая из шести Восточных стран-соседей ЕС выбрала определенную область политики, для которой EU4Digital проводит анализ пробелов, после чего будут предоставлены конкретные рекомендации по политике и планы действий по их реализации.

Республика Молдова выбрала инновационные экосистемы ИКТ в качестве своей приоритетной области политики. Основываясь на первоначальном анализе пробелов, рекомендации, разработанные Программой EU4Digital, будут направлены на укрепление экосистемы стартапов в Молдове путем поддержки развития инновационных сетей и сообществ в рамках национальной инновационной или цифровой политики.

 В этой статье представлен обзор лучших практик ЕС, определенных в выбранной области политики Молдовы — «Инновационные экосистемы ИКТ для стартапов и скейлапов».

Что такое экосистема стартапов?

Согласно Startup Commons, «экосистема стартапов формируется из людей, стартапов на их разных этапах и различных типов организаций в (физическом и / или виртуальном) месте, взаимодействующих как система для создания новых стартап-компаний».

Политика в отношении развития инновационной экосистемы основана на понимании того, что основными источниками продуктивности инновационной экосистемы являются качество институтов (регулирование и базовые условия для инноваций), качество участников (компетенция и навыки) и качество связей (создание сетей и развитие соответствующих организационных форм).

Создатели экосистем Startup Europe  рассматривает создателей экосистем (разработчиков, операторов)

как тех, кто:

— играет роль в создании инклюзивной сети предпринимателей в местном сообществе путем организации совместной работы, наставничества молодых предпринимателей или организации сетевых мероприятий;

— играет роль в правительстве и участвует в разработке политики, которая влияет на стартапы;

— играет роль в инновационной и предпринимательской инфраструктуре и сервисном меню.

Подробный спектр услуг, предоставляемых участниками экосистемы цифровых инноваций, а также расширенное описание организаций, специализирующихся на поддержке цифровых инноваций, было разработано в рамках Исследования инноваций в области ИКТ (2018 г).

В ЕС проводятся мероприятия по наведению мостов между стартапами в европейских экосистемах и по обучению создателей инновационных экосистем:

  • Например, Startup Commons предоставляет консультационные услуги по развитию экосистем и позволяет операторам экосистем стартапов осуществлять цифровое преобразование для соединения и передачи данных внутри и между экосистемами стартапов по всему миру. Для разработчиков экосистем Startup Commons предлагает ключевые знания, консультации, программные приложения и цифровую инфраструктуру для подключения, сравнительного анализа и ключевых показателей эффективности (КПЭ), функции поддержки и проекты для развития экосистемы, управляемой данными. Для операторов экосистем Startup Commons предлагает ключевые приложения экосистем, разработку архитектуры цифровой экосистемы, цифровую трансформацию и поддержку групповой разработки.
  • Startup Europe бесплатно организовывает миссии мягкой посадки для разработчиков экосистем, чтобы исследовать другие экосистемы, познакомиться с лидерами и установить долгосрочные связи.

Поддержка сообществ знаний и инноваций

Лучшие практики ЕС по развитию инновационных экосистем включают мероприятия по поддержке сообществ:

Одно из сообществ — EIT Digital, состоит из двух стратегических частей. Часть первая фокусируется на услугах, предшествующихинкубации, и направлена на создание цифрового сдвига (через создание предприятия) и поддержку цифрового преобразования (посредством запуска Минимально

  • жизнеспособного продукта). Вторая часть посвящена ускорению скейлапов и нацелена на создание нового поколения доминирующих европейских игроков отрасли.

За пределами ЕС оперативный механизм поддержки развития сообществ хорошо разработан в сообществах Startup Canada — флагманской программе Startup Canada, направленной на поддержку связности, продвижения и созревания низовых сообществ, возглавляемых предпринимателями.

Как субъекты экосистемы связываются между собой

Существует ряд платформ, соединяющих участников экосистемы:

  • ScaleUp EU это автоматический инструмент для подбора партнеров, основанный на профилях инвесторов и компаний, который способствует партнерству между компаниями, финансируемыми EIC, и инвесторами. ScaleUp EU открыт для активных инвесторов, созданных в странах, участвующих в программе «Горизонт 2020» (ассоциированные страны программы «Горизонт 2020» включают Армению, Грузию, Молдову и Украину).
  • Ряд частных платформ активно объединяют стартапы, бизнес-ангелов и венчурных инвесторов — F6S, EuroQuity, AngelList, Gust, Onevest, Our crowd, Funders club и многих других — вместе направляя динамику инвестиций в экосистему.

Существуют инициативы, объединяющие схожих участников экосистемы (одни и те же типы заинтересованных сторон или имеющие общие интересы). На уровне ЕС к ним относятся Форум инвесторов Startup Europe Partnership (SEP), способствующий созданию более благоприятной экосистемы для развития скейлапов в Европе, Европейский цифровой форум (EDF), Посевные фонды и игроки на ранних стадиях рынка (EBAN), Бизнес-ангелы Европы, Ассамблея ускорителей, Форум единорогов, Сеть университетов Startup Europe, Кластерная партнерская платформа ЕС (входит в состав Исполнительного агентства для малых и средних предприятий) и Общеевропейская сеть центров цифровых инноваций (DIHs).

Другие инициативы связывают определенные типы участников экосистемы друг с другом. Европейское партнерство Startup (SEP) связывает европейские стартапы с крупными и средними корпорациями, которые выделяют капитал, старшинство и каналы закупок. Erasmus для молодых предпринимателей дает новым или начинающим предпринимателям возможность учиться у опытных предпринимателей, управляющих малым бизнесом в других странах-участницах. Среди Восточных стран-соседей ЕС существуют местные контактные пункты в Армении и Украине.

Другие инициативы связывают все возможные типы участников экосистемы, чтобы обеспечить их совместную деятельность в разных секторах:Startup Europe — это инициатива Европейской Комиссии, которая намерена соединить местные экосистемы стартапов по всей Европе и расширить их возможности инвестировать в другие рынки, такие как Силиконовая долина или

  • Индия. Инициатива имеет клуб Startup Europe Club, который объединяет стартапы, инвесторов и разработчиков экосистем.
  • Инициатива Startup Scaleup направлена на устранение препятствий на пути расширения на едином рынке с помощью проектов по созданию экосистем и на усиление экосистемы стартапов путем соединения локальных экосистем по всей Европе. Инициатива также включает в себя мероприятия, помогающие стартапам выйти на международную арену. Startup Europe One Stop Shop, работающий по принципу «единого окна», позволяет стартапам и разработчикам экосистем иметь легкий доступ ко всем финансовым услугам и другой поддержке, предлагаемой на уровне ЕС.

Специальные мероприятия по соединению разнообразных экосистем европейских регионов включают:

  • Мероприятия, на которых можно продемонстрировать местные действия и выработку политики: Европейская неделя стартапов (250 городов, объединенных одним мероприятием в ЕС, во время которого одновременно проходит  400 акций), Премия Startup Europe Awards («Евровидение» для стартапов), Европейская неделя создателей (ярмарка стартапов);
  • Методология премирования на пяти различных уровнях (местном, окружном, региональном, национальном и европейском)
  • Картирование местных экосистем с помощью веб-сайтов: EDCI (Европейский индекс цифровых городов), Startup Hubs, Startup Europe Map, European Startup Initiative.

Было создано несколько программ для расширения возможностей стартапов и скейлапов на международном уровне: SEC2SV (Силиконовая долина), SEU-IN (сеть Startup Europe India), SEC2LATAM (сеть Startup Europe Latin America), SEC2A (Startup Europe comes to Africa).

Две сети Startup Europe в рамках Инициативы Startup Europe стали результатом деятельности ЕС по соединению экосистем: Сеть Startup Europe в Центральной и Восточной Европе и сеть Startup Europe на западных Балканах. Вскоре также появится сеть Восточного партнерства.

Следующие шаги

Полный отчет, разработанный командой Программы EU4Digital по ИКТ инновациям, о передовой практике ЕС в области инновационных экосистем для стартапов, был использован для разработки структуры анализа пробелов в Молдове; на основе анализа пробелов в настоящее время разрабатывается ряд политических рекомендаций, которые будут согласованы с национальными партнерами.

Эти рекомендации станут основой для разработки индивидуального плана действий по реализации национальной политики для Молдовы. План действий определит конкретные заинтересованные стороны в стране-партнере, инструменты, платформы и практики ЕС, к которым можно получить доступ и принять, и, возможно, конкретные партнеры в странах ЕС. Дальнейшие действия Программы (обучение, учебные визиты, сетевые мероприятия, рекламные мероприятия и т. д.) затем помогут заинтересованным сторонам в их дальнейшей деятельности по преодолению пробелов.

Принятие передового опыта ЕС таким способом поможет ускорить развитие ИКТ  инноваций и зрелой экосистемы стартапов с хорошо функционирующими организациями поддержки в странах Восточного партнерства.

В конечном итоге, общая законодательная база позволит Молдове извлечь выгоду из Единого цифрового рынка ЕС, а также обмениваться и развивать новые инновационные идеи с коллегами из стран-членов ЕС.


Истории успеха

Посмотреть все

Innovation ecosystems for start-ups: highlighting the key ingredients for success

  • Date: 10/04/20
  • Share:

What makes a good digital innovation ecosystem for start-ups? What are the key ingredients and how can they be brought together to optimise ICT innovation among businesses? These are the key questions that EU4Digital has been addressing in its review of EU best practices in ‘ICT innovation ecosystems for start-ups and scale-ups’.

In recent months, the EU4Digital Facility ICT Innovation team has focused on efforts to promote a common legislative framework favouring ICT innovation among the Eastern partner countries, based on EU best practices. The aim is to identify the major gaps between the EU and its Eastern neighbours and to recommend actions to bridge the difference.

Each of the six partner countries selected a specific policy area, for which EU4Digital is establishing a gap analysis, to be followed by tailored policy recommendations and action plans for their implementation.

The Republic of Moldova selected ICT innovation ecosystems as its priority policy area. Based on the initial gap analysis, recommendations developed by the EU4Digital Facility will seek to strengthen the start-up ecosystem in Moldova by supporting the development of innovative networks and communities in the framework of national innovation policies or digital policies.

This article provides an overview of the EU best practices identified in Moldova’s chosen policy area – ‘ICT innovation ecosystems for start-ups and scale-ups’.

What is a start-up ecosystem?

According to Startup Commonsa start-up ecosystem is formed by people, start-ups in their various stages and various types of organisations in a location (physical and/or virtual), interacting as a system to create new start-up companies”

Policy towards innovation ecosystem development draws from the understanding that the main sources of innovation ecosystem productivity are the quality of institutions (regulation and framework conditions for innovations), quality of the actors(competencies and skills) and the quality of links (networking and developing relevant organisational forms). 

Ecosystem builders

Startup Europe sees ecosystem builders (developers, operators) as those who:

– play a role in creating an inclusive network of entrepreneurs in the local community through running a co-working space, mentoring young entrepreneurs or organising networking events;

– play a role in government and are involved in making the policy that affects start-ups;

– play a role in the innovation and entrepreneurship infrastructure and service menu.

The detailed spectrum of services delivered by digital innovation ecosystem actors, as well as an extended description of organisations specialised in the support of digital innovations, was developed in the ICT Innovation Study (2018).

In the EU, there are activities both to build bridges between start-up players within European ecosystems and to train the innovation ecosystem builders:

  • For example, Startup Commons provides ecosystem development consulting, and enables start-up ecosystem operators to drive digital transformation to connect and make data flow within and between start-up ecosystems globally. For ecosystem developersStartup Commons offers key knowledge, consulting, software applications and digital infrastructure for connecting, benchmarking and KPIs, support functions and projects for data driven ecosystem development. For ecosystem operatorsStartup Commons offers key ecosystem applications, digital ecosystem architecture development, digital transformation and team development support.
  • Startup Europe organises soft-landing missions free-of-charge for ecosystem developers to explore other ecosystems, meet leaders, and establish long-lasting connections.

Supporting knowledge and innovation communities

Best EU practices on development of innovation ecosystems include activities to support communities:

  • The European Institute of Innovation and Technology’s (EIT) Knowledge and Innovation Communities are the largest innovation networks in Europe and one of largest in the world. The Innovation Communities cover the entire innovation chain: training and education programmes, reinforcing the path from research to market, innovation projects, as well as business incubators and accelerators.
  • One of the communities is EIT Digital, with two strategic parts. Part one focuses on pre-incubation services and aims at the creation of digital disruption (through venture creation) and digital transformation support (through the launch of a Minimum Viable Product (MVP)). Part two focuses on scale-up acceleration and aims at building a new generation of dominant European industry players.

Outside the EU, an operational mechanism for supporting the development of communities is well elaborated in the Startup Canada Communities –  the flagship programme of Startup Canada to support the connectivity, promotion and maturation of grassroots, entrepreneur-led communities.

Connecting ecosystem actors

There are a number of platforms connecting ecosystem actors:

  • ScaleUp EU is an automatic match-making tool based on investor and company profiles, that facilitates partnerships between EIC-funded companies and investors. ScaleUp EU is open to active investors established in the countries that participate in Horizon 2020 (Horizon 2020 Associated Countries include Armenia, Georgia, Moldova and Ukraine).
  • A number of private platforms are active to connect start-ups, business angels and venture investors – F6SEuroQuityAngelListGustOnevestOur crowdFunders club and many others – together channelling the dynamics of investments within the ecosystem.

There are initiatives connecting similar ecosystem players (same types of stakeholders or sharing same interests). At EU level, these include the Startup Europe Partnership (SEP) Investors Forum fostering a more scale-up-friendly ecosystem in Europe, European Digital Forum (EDF), Seed Funds and Early Stage Market Players (EBAN)Business Angels EuropeAccelerator assemblyUnicorns forumStartup Europe Universities NetworkEU Cluster Partnership Platform (part of the Executive Agency for Small and Medium-sized Enterprises), and the EU-wide network of Digital Innovation Hubs (DIHs).

Other initiatives connect certain types of ecosystem actors with each other. The Startup Europe Partnership (SEP) links European start-ups with large and medium corporates who are committing capital, seniority and procurement channels. Erasmus for Young Entrepreneurs gives new or aspiring entrepreneurs the chance to learn from experienced entrepreneurs running small businesses in other Participating Countries. Among Eastern partner countries, local contact points exist in Armenia and Ukraine.

Other initiatives connect all the possible types of ecosystem actors, to enable their joint endeavours across sectors:

  • Startup Europe is an initiative of the European Commission that intends to connect local start-up ecosystems around Europe and enhance their capacity to invest in other markets such as Silicon Valley or India. The initiative has a Startup Europe Club that brings together start-ups, investors and ecosystem developers.
  • The Startup Scaleup initiative aims to remove barriers to scaling up in the single market with ecosystem building projects, and to enhance the start-up ecosystem by connecting local ecosystems across Europe. The initiative also includes activities to help start-ups find international outreach. Through the Startup Europe One Stop Shop, start-ups and ecosystem developers have easy access to all the funding services and other support offered at EU level.

Special activities to connect the diverse ecosystems of European regions include:

Several programmes have been created to empower start-ups and scale-ups internationallySEC2SV (Silicon Valley), SEU-IN(Startup Europe India Network), SEC2LATAM (Startup Europe Latin America Network), SEC2A (Startup Europe comes to Africa).

Two Startup Europe Networks under the Startup Europe Initiative have resulted from EU activities on connecting the ecosystems:Startup Europe Central and Eastern Europe Network and Startup Europe Western Balkans Network, with an Eastern Partnership Network coming soon.

Next steps

The full report developed by the EU4Digital ICT Innovation team on EU best practices in the area of Innovation ecosystems for start-ups has been used to develop the gap analysis framework for Moldova; on the basis of the gap analysis, a set of policy recommendations is currently being drawn up, which will be aligned with national counterparts. 

These recommendations will then form the basis for the elaboration of an individual national policy implementation action planfor Moldova. The action plan will identify concrete stakeholders in the partner country, EU tools, platforms, and practices that can be accessed and adopted, and possibly concrete counterparts in EU countries. Further activities by the Facility (training, study visits, networking events, promotion activities, etc.) will then support the interested stakeholders in their further activities on overcoming the gaps.

Adopting EU best practices in this way will help to boost the development of a mature ICT innovation and start-up ecosystem with well-functioning support organisations in the Eastern Partnership countries.

Ultimately, a common legislative framework will enable Moldova to benefit from the EU Digital Single Market, and to exchange and develop new innovative ideas with counterparts from EU member states.